7 апреля Центробанк РФ опубликовал проект поправок, в соответствии с которыми все топ-менеджеры банков должны будут сообщать регулятору точную сферу своих полномочий. За счет этого ЦБ рассчитывает расширить применение санкций к руководству банков-«нарушителей», включая требование смены топ-менеджмента или внесение их в черный список.
7 апреля 2011 года Центробанк РФ опубликовал проект поправок к инструкции по регистрации и лицензированию банков, в соответствии с которыми все согласовываемые регулятором кандидаты на банковские должности должны будут указывать точную сферу своих полномочий. Нововведение затрагивает членов правления кредитных учреждений, заместителей руководителей банков, а также управляющих филиалами и их замов. Причем в случае изменения полномочий одного из сотрудников этих категорий банк в течение 10 календарных дней должен будет уведомить ЦБ, сообщает газета «Коммерсантъ». В настоящее время столь подробная информация регулятору не предоставляется, поэтому имеющееся у него в соответствии с законом «О Центральном банке» право требовать смены руководства банка в случае выявления серьезных нарушений обычно распространяется лишь на руководителя и главного бухгалтера банка. После вступления поправок в силу ЦБ будет значительно проще добиваться отставки любого топ-менеджера.
Новая инициатива ЦБ является лишь одним из серии предложений, направленных на ужесточение банковского регулирования и персональной ответственности сотрудников и учредителей кредитных учреждений. Еще в январе 2009 года ЦБ предлагал внести поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», по которым долги банков-банкротов придется выплачивать их реальным собственникам. Во второй половине января 2011 года стало известно, что ЦБ намерен резко расширить права конкурсных управляющих, которые смогут получить доступ к сведениям, являющимся банковской или налоговой тайной. Одновременно регулятор планировал обязать банки публиковать данные о карьере своих топ-менеджеров в открытом доступе, а также ввести согласование с регулятором сотрудников среднего звена. В середине февраля стало известно, что ЦБ инициировал принятие поправок в закон «О банках и банковской деятельности». Они позволят отказывать в разрешении на создание банка или покупку более чем 10% акций уже действующего кредитного учреждения лицам, которые ранее привлекались судом к ответственности за преднамеренное банкротство кредитной организации или нанесение ущерба. В марте началась разработка новых поправок к тому же закону, в соответствии с которыми ответственность за вывод активов из банков будет распространена на его учредителей и членов совета директоров.
Эти инициативы ЦБ эксперты связывали как с опытом кризиса 2008-2009 гг., так и с несколькими скандальными банкротствами, произошедшими в IV квартале 2010 года и I квартале этого года. В начале октября была отозвана в связи с неплатежеспособностью лицензия ЗАО «Международный промышленный банк», ранее контролировавшийся сенатором Сергеем Пугачевым. Конкурсный управляющий - Агентство по страхованию вкладов (АСВ) - охарактеризовал как «мусор» почти весь кредитный портфель банка, поскольку большая часть кредитов была выдана без реального обеспечения компаниям, не ведущим реальной деятельности. В декабре обанкротились пять банков, бенефициаром которых являлся экс-глава ООО КБ «Бриз-банк» Матвей Урин. Во всех этих учреждениях были обнаружены факты вывода активов через фиктивные сделки купли-продажи ценных бумаг на общую сумму не менее 12,5 млрд. рублей. В начале марта лишился лицензии ОАО АКБ «Мультибанк», использовавший уринские схемы, и могут лишиться лицензии еще как минимум два банка, занимавшиеся тем же самым.
Любопытно, что последняя инициатива ЦБ последовала вскоре после резкого выступления председателя правления ОАО «Банк ВТБ» Андрея Костина, который 5 апреля на съезде Ассоциации российских банков заявил, что ЦБ несет ответственность за банковские «беспределы», поскольку «функции надзора не выполняются в той мере, в какой должны выполняться». По его мнению, этому может мешать и то, что «в ЦБ не хватает инструментов для оперативного реагирования», в том числе «по возможности отстранения менеджмента». Позже глава ЦБ Сергей Игнатьев признал, что регулятору необходимы более широкие полномочия по отстранению руководителей и членов советов директоров банков.
Вступление в силу поправок позволит ЦБ более жестко контролировать «чистоту» банковских рядов. В частности, регулятор сможет заносить в черный список (предполагает запрет на работу в банковской сфере сроком до пяти лет) руководителей, которые непосредственно курировали направление, ставшее основной причиной проблем банка. Причем теперь избежать этого банкирам не поможет даже оперативное увольнение из лишившегося лицензии банка (ранее эти санкции затрагивали лишь менеджеров, работавших в течение года до отзыва лицензии). К началу февраля в закрытом черном списке ЦБ числилось 3180 банкиров.
Эксперты расходятся в оценках новой инициативы ЦБ. С одной стороны, ужесточение ответственности к менеджерам среднего звена позволит несколько снизить количество злоупотреблений в банковском секторе и одновременно - снизить вероятность ошибочного применения санкций к лицам, не имевшим прямого отношения к нарушениям в банках. Однако многое будет зависеть от того, насколько полной и соответствующей действительности будет та информация, которую в ЦБ начнут предоставлять банки.
В тему: «Подражатели Урина»,
«Акционерам добавят ответственности»,
«Игнатьев не пропустит уголовников»,
«Игнатьев ужесточит наказания».