18 ноября президент Европейского центробанка Марио Драги заявил, что регулятор не планирует запуск «европейской программы количественного смягчения». Вместо этого Драги потребовал от европейских политиков выполнить свои обещания по увеличению стабфонда и сокращению бюджетных дефицитов своих стран.
В первой половине ноября 2011 года многие аналитики говорили, что неограниченный выкуп Европейским центробанком (ЕЦБ) облигаций проблемных стран Еврозоны, в том числе на первичном рынке, является наиболее реальным вариантом урегулирования европейского долгового кризиса. К этой же точке зрения склонялись и политики самих проблемных стран, а также Франции, на которую обострение кризиса госдолгов оказывает все более заметное воздействие. При этом в последние две недели долговой кризис продолжил быстро обостряться - 18 ноября доходность по итальянским облигациям в четвертый раз за последние две недели превысила уровень в 7%, ставки по испанским бондам достигли исторического максимума - 7,118%, а доходность по французским облигациям выросла до 3,826%. По мнению аналитиков, запуск «европейской программы количественного смягчения» по аналогии с программами количественного смягчения Федеральной резервной системы (ФРС) США позволил бы снизить давление на европейские долговые рынки.
Тем не менее, 18 ноября 2011 года президент ЕЦБ Марио Драги (на фото) на Европейском банковском конгрессе во Франкфурте-на-Майне заявил, что несмотря на ожидаемое снижение деловой активности в большинстве европейских стран из-за «стресса суверенных облигаций» регулятор не планирует запускать неограниченную скупку госбондов проблемных государств. Ранее эксперты $ говорили, что дальнейшее разрастание долгового кризиса приведет к резкому сокращению банковского кредитования из-за роста убытков от инвестиций в облигации и, как следствие, к «сваливанию» европейской экономики в рецессию. По словам Драги, в настоящее время ЕЦБ реализует ряд мер по рефинансированию, включая предоставление долларовых кредитов, проводит ограниченный выкуп гособлигаций на вторичном рынке, а также снизил базовую процентную ставку до 1,25% для поддержания экономического роста.
Судя по заявлению Драги, основных мер европейский регулятор ждет от властей стран Евросоюза, в первую очередь в связи с уже утвержденным решением об увеличении Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) до 1 трлн. евро, а также в связи с многократно анонсированными планами по сокращению бюджетных дефицитов. Вероятно, определяющими факторами в нежелании ЕЦБ запустить «европейскую программу количественного смягчения» остаются инфляционные опасения (в октябре индекс потребительских цен достиг 3% в годовом выражении при целевом «потолке» в 2%) и риски дальнейшего неконтролируемого роста госдолгов проблемных стран Еврозоны. Кроме того, на позицию ЕЦБ и самого Марио Драги, скорее всего, оказывает определенное влияние позиция Германии, которая, являясь крупнейшим донором Евросоюза, опасается, что в конечном итоге ей придется нести и большую часть ответственности по долгам европейских стран.
ИА «Саминвестор».
В тему: «Долговой кризис выходит на новый уровень»,
«Европейцам не нравится спасение от кризиса»,
«Инвесторы боятся Еврозоны»,
«ЕЦБ зовут на помощь»,
«Еврозону спасут "отчислением"»,
«Италия дошла до края».