Новости Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
17.10.2011

G20 обещает спасти Европу

G20 обещает спасти Европу

16 октября стало известно, что, несмотря на обещания оказать помощь странам Еврозоны, члены «большой двадцатки» пока не смогли договориться о мерах по разрешению долгового кризиса из-за высоких рисков и наличия собственных бюджетных проблем. Между тем долговой кризис продолжает разрастаться - в обозримом будущем финансовая помощь может потребоваться Испании.

14-15 октября 2011 года в Париже состоялась встреча министров финансов и руководителей центробанков стран «большой двадцатки» (G20), на которой обсуждался план по противодействию долговому кризису в Еврозоне и поддержанию европейской экономики. В воскресенье, 16 октября, по итогам встречи было опубликовано коммюнике, из которого следует, что финансовые власти G20 признали наличие «значительных рисков для мировой экономики», для снижения которых потребуются новые антикризисные меры. При этом председатель Центробанка Саудовской Аравии Мухаммад аль-Джассер охарактеризовал долговой кризис в Еврозоне как первостепенную проблему мировой экономики, сообщило агентство Reuters. Ожидается, что окончательный вариант плана по разрешению бюджетных проблем европейских стран будет представлен на саммите стран G20, который пройдет в Каннах 23 октября.

Предполагается, что основными антикризисными мерами, которые предполагается включить в «каннский план», станут увеличение объема средств и расширение полномочий Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) и, вероятно, предоставление дополнительных капиталов Международному валютному фонду (МВФ). За этим должно последовать введение новых требований к собственному капиталу банков в размере 1-2,5% в зависимости от масштаба деятельности в дополнение к семипроцентному минимуму (июльские стресс-тесты, которые проходили крупнейшие европейские банки, устанавливали порог на уровне 5%), а также докапитализация кредитных учреждений, которые не смогут соответствовать новым требованиям. Кроме того, будет продолжена и прямая финансовая поддержка проблемных стран Еврозоны, входящих в группу PIIGS, в первую очередь главного кандидата на дефолт - Греции, а при необходимости и других стран, уже получавших финансовую помощь, таких как Ирландия и Португалия.

Однако эксперты обращают внимание на раскол в рядах стран G20 по поводу поддержки европейских государств, которые могут помешать принятию «каннского плана», поскольку решать европейские долговые проблемы за свой счет готовы далеко не все члены «большой двадцатки». Между тем еще в конце сентября этого года глава МВФ Кристин Лагард заявляла, что средств фонда едва ли хватит для разрешения долгового кризиса в Еврозоне. Как заявляла тогда Лагард, «наши ресурсы... на сегодняшний день кажутся вполне достаточными, но эта цифра тускнеет на фоне потенциальных нужд наиболее уязвимых стран». Сейчас фонд располагает примерно $380 млрд., но для разрешения долгового кризиса Европы, по оценкам самого МВФ, потребуется не менее $840 млрд. Ранее ряд аналитиков полагали, что спасение Еврозоны обойдется в $1,5-2 трлн., особенно если помощь потребуется крупнейшим PIIGS'ам - Испании и Италии.

Представители США, присутствовавшие на встрече G20, отрицательно отнеслись к идее увеличения средств МВФ. По словам госсекретаря Казначейства США Тимоти Гайтнера и его заместителя Лайэла Брэйнарда, Евросоюз и МВФ уже располагают достаточными ресурсами для решения бюджетных проблем стран Еврозоны. По мнению экспертов, США в настоящее время затруднительно выделить МВФ дополнительные средства из-за роста дефицита собственного бюджета. Его сокращение затрудняется противоречиями между администрацией президента-демократа Барака Обамы и республиканским большинством в Палате представителей Конгресса, которые в начале августа этого года едва не привели к техническому дефолту по обязательствам США. Дополнительной причиной обострения этих противоречий стали приближающиеся выборы президента США, которые состоятся в 2012 году. Достаточной капитализацию МВФ считают и в Минфине крупнейшего донора Евросоюза - Германии, в то время как министр финансов Великобритании Джордж Осборн поддержал идею выделения дополнительных средств МВФ, но при условии, что одновременного увеличения EFSF и принятия дополнительных мер по сокращению бюджетного дефицита всех стран Еврозоны.

Впрочем, некоторые члены группы стран БРИКС, в первую очередь представители Китайской Народной Республики (КНР) и Бразилии, продолжают настаивать на увеличении капитала МВФ для противодействия европейскому долговому кризису. Однако эксперты отмечают, что ранее Китай уже неоднократно выступал с заявлениями о готовности поддержать страны Еврозоны за счет скупки облигаций проблемных стран, однако объем этих инвестиций оказался невелик. Более того, в середине сентября этого года премьер-министр Китайской Народной Республики (КНР) Вэнь Цзябао заявил, что Европе придется решать долговой кризис самостоятельно, не рассчитывая на поддержку Китая. И хотя позже официальный Пекин озвучил фактически противоположную точку зрения, серьезные сомнения в поддержке государств Еврозоны со стороны КНР остались.

За увеличение средств МВФ выступили представители Бразилии и Южно-Африканской Республики (ЮАР). В частности, министр финансов Правен Горден заявил, что средств, имеющихся в настоящее время в распоряжении МВФ и FESF, недостаточно для того, чтобы справиться с кризисом. Однако финансовые возможности Бразилии, заявлявшей во второй половине сентября о готовности предоставить МВФ $10 млрд. для поддержки европейских государств, даже в паре с ЮАР явно недостаточны для того, чтобы оказать сколько-нибудь заметное влияние на ситуацию в Европе. Между тем остальные БРИКСы пока особого рвения выделять средства европейцам не проявляют - в частности, индийские финансисты вслед за американскими коллегами полагают, что пока МВФ располагает достаточным объемом средств, тем более что оценку своих возможностей в борьбе с кризисом это учреждение планировало закончить лишь в I квартале 2012 года.

Промежуточную позицию заняла Россия: судя по выступлению заместителя министра финансов РФ Сергея Сторчака, российские власти готовы обсуждать вопрос об увеличении средств МВФ для противодействия долговому кризису и поддерживать другие меры по поддержанию стабильности на финансовых рынках, однако на какую сумму готова «раскошелиться» Россия, пока неизвестно. При этом выделение помощи Кипру Сторчак назвал исключением. Впрочем, неделей ранее помощник президента РФ Аркадий Дворкович заявлял, что Россия в случае необходимости готова принять участие в решении долговых проблем Европы, в том числе за счет выкупа облигаций проблемных стран, но конкретные суммы также не назывались. В то же время представитель еще одного крупнейшего мирового экспортера нефти -Мухаммад аль-Джассер - заявил, что Саудовская Аравия не планирует инвестировать средства в облигации проблемных стран Еврозоны.

Между тем долговой кризис в Еврозоне продолжает разрастаться. В ночь перед началом встречи финансистов G20 международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) сообщило о снижении суверенного рейтинга Испании еще на одну ступень - с уровня «АА» до «АА-» в связи с обострением бюджетных проблем страны и разрастанием долгового кризиса в Европе. При этом прогноз по рейтингу остался «негативным», что не исключает его дальнейшего снижения. Кроме того, S&P снизило до 1% прогноз роста ВВП Испании в 2012 году (ранее прогноз предполагал рост на 1,5%), а днем ранее снизило рейтинги 15 крупнейших испанских банков. На прошлой неделе аналогичное решение в отношении Испании и Италии приняло агентство Fitch Ratings, а 4 октября агентство Moody's Investors Service снизило рейтинг Италии сразу на три ступени - до уровня «А2» - из-за растущих экономических и финансовых рисков.

Эксперты отмечают, что обострение бюджетных проблем Испании и Италии может поставить крест на попытках спасти Еврозону и мировую экономику от нового кризиса. К настоящему времени госдолг Италии составляет $1,4 трлн., Испании - более $1,1 трлн., что практически лишает Евросоюз возможности самостоятельно решить эти проблемы. Кроме того, эти страны входят в пятерку крупнейших соучредителей Европейского центробанка (УЦБ): если регуляторам Германии и Франции принадлежит 18,9% и 14,2% соответственно, то Италии - 12,4%, Испании - 8,3%. В результате обострение финансовых проблем у этих стран приведет к сокращению возможностей Евросоюза по поддержанию более «мелких» PIIGS'ов - Греции, Ирландии и Португалии. Неизбежным следствием этого станет также резкий спад кредитования и банкротство ряда крупных банков по всей Европе (в зону риска попадают немецкие, французские, британские банки, а также ряд банков из стран PIIGS).

При этом аналитики отмечают, что, учитывая колоссальный уровень безработицы (по данным Евростата, более 20% трудоспособного населения в августе при среднем уровне в Еврозоне 10%), спад в розничной торговле и строительстве, а также стагнацию в промышленности, дальнейшее обострение финансовых проблем Испании неизбежно. При этом ухудшению ситуации в этой стране способствует продолжающееся сдувание пузыря на рынке недвижимости. Схожие процессы до сих пор продолжаются в Ирландии и могут вскоре затронуть и страны Северной Европы. «Без экстренных мер по снижению безработицы и поддержанию строительного и финансового сектора Испания даже без дополнительных потрясений рискует в ближайшие 2-3 года оказаться в положении Португалии, - полагает один из аналитиков $. - А имеющийся набор мер и объем средств в распоряжении МВФ и европейских властей явно недостаточны для спасения Еврозоны».

ИА «Саминвестор».

В тему: «Европа надеется на лучшее»,

«Европейская болезнь не проходит»,

«МВФ на всех не хватит»,

«Папандреу начал резать расходы»,

«BRICS обещают помочь Европе»,

«Европе все хуже».

←Назад
Поделиться: