Новости Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
18.05.2011

Еврозона опять на грани

Еврозона опять на грани

Очередное обострение кризиса госдолгов в Еврозоне опять заставляет аналитиков опасаться нового витка мирового кризиса. В настоящее время лишь 15% крупных инвесторов верят, что слабейший член Еврозоны - Греция сможет расплатиться по своим долгам. А ее дефолт неизбежно утянет за собой Ирландию, Португалию и, возможно, Испанию.

Новый виток долгового кризиса в Еврозоне начался в феврале-марте этого года, особенно обострившись в апреле после обращения за финансовой помощью третьего потенциального «евробанкрота» - Португалии. В настоящее время в группу наиболее проблемных стран Еврозоны PIIGS входят пять государств: Португалия, Ирландия, Италия и Греция. По данным Статистического управления Европейского союза (Евростат) за 2010 год, госдолг Греции составил 142,8% ВВП, а дефицит бюджета - 10,5% ВВП. Впрочем, не лучше ситуация и у других членов группы: у Ирландии госдолг составил 96,2% ВВП, а бюджетный дефицит - рекордные 32,4%, у Испании - 60,1% и 9,2% ВВП соответственно, у Португалии - 93% и 9,1%, у Италии - 119% и 4,6%. Две страны из этого списка в 2010 году уже получали финансовую помощь Евросоюза и Международного валютного фонда (МВФ): Греция - 110 млрд. евро, Ирландия - 85 млрд. евро. Португалия обратилась за помощью в начале апреля этого года, ей уже обещано 78 млрд. евро.

При этом большинство инвесторов считают, что как минимум трем странам из этого списка не удастся избежать банкротства. Согласно результатам опроса, проводившегося агентством Bloomberg на прошлой неделе, 85% из 1263 инвесторов, аналитиков и трейдеров считают неизбежным дефолт по гособязательствам Греции (в январе такого мнения придерживались 74%), 59% ожидают дефолта Португалии (в январе - 49%), 55% - Ирландии (в январе - 53%). Улучшения не ждет и Еврокомиссия, которая 13 мая пересмотрела свой прогноз по дефициту бюджета Греции в 2011 году с 7,4% ВВП до 9,5% ВВП. При этом ожидается, что госдолг страны увеличится до 158% ВВП.

В то же время Еврокомиссия отметила, что Греции удалось добиться кое-каких успехов - дефицит бюджета сократился по сравнению с 2009 годом (тогда он составлял 15,3%). Однако сами греки в это явно не верят - по данным министерства финансов Греции, в 2010 году и I квартале 2011 года вкладчики греческих банков вывели за границу почти 30 млрд. евро, в основном в банки Германии. Не верят в возможности Греции решить свои финансовые проблемы и международные рейтинговые агентства - 9 мая Standard & Poor's (S&P) в четвертый раз за полтора месяца снизило кредитный рейтинг страны, на этот раз до уровня «В».

Любопытно, что уже в конце апреля появилась информация, что Греция может обратиться за дополнительной помощью к Евросоюзу. Еще одна «подачка» первоначально оценивалась в 30 млрд. евро, однако затем сумма возросла до 59 млрд. евро, из них 27 млрд. евро в 2012 году, 32 млрд. евро - в 2013 году. Эксперты отмечали, что единственной альтернативой греческому дефолту является только новый транш финансовой помощи со стороны Евросоюза.

Впрочем, некоторые не исключают, что в европейские дела может вмешаться Китайская Народная Республика (КНР). Китай и ранее заявлял о планах начать скупку облигаций периферийных стран Еврозоны, однако пока его вложения были невелики. В текущей ситуации суверенные фонды КНР вполне могут начать массированную скупку госдолгов. Теоретически золотовалютные резервы Китая - $2,76 трлн. полностью перекрывают потребности Еврозоны в рефинансировании долгов (которая ранее оценивалась в 2 трлн. евро), однако большинство аналитиков считают сколько-нибудь масштабную скупку КНР гособязательств стран Еврозоны маловероятной.

Кроме того, дополнительное беспокойство инвесторам доставляло то, что Греция не выполняет условия, на которых предоставлялись средства Евросоюза. Это подтвердили результаты совместной проверки Европейского центробанка (ЕЦБ), Еврокомиссии и МВФ, что может поставить под угрозу получение Грецией транша в 12 млрд. евро в счет финансовой помощи и 13,7 млрд. евро на текущие расходы. А это сделает дефолт по греческим обазятельствам неизбежным уже в ближайшие несколько месяцев. При этом еще в середине января 2011 года министерство финансов Германии, по неофициальной информации, считало объявление дефолта Грецией вполне возможным вариантом дальнейшего развития «кризиса европейских госдолгов», отмечая, что в этом случае реструктуризация долга потребуется и Ирландии.

В настоящее время аналитики полагают, что реструктуризация или дефолт Греции неизбежно потянет за собой как минимум Ирландию и Португалию, а возможно, и Испанию, чья общая задолженность с учетом обязательств региональных властей и «скрытых долгов» муниципалитетов составляет не менее 668 млрд. евро. В результате дефолт по греческим обязательствам может привести к колоссальному оттоку инвесторов из зоны евро и спровоцировать новый виток мирового экономического кризиса, сравнимый по масштабам с кризисом 2007-2009 гг. Выход же Греции из Еврозоны едва ли решит ее финансовые проблемы. Более вероятен в этом случае полный коллапс ее банковской системы.

17 мая 2011 года премьер-министр Люксембурга, глава Еврогруппы (клуб министров финансов стран Еврозоны) Жан-Клод Юнкер заявил, что вариант «крупной реструктуризации» госдолга Греции на заседании Еврогруппы накануне не рассматривался. Однако Юнкер не исключает возможности «некоторого перепрофилирования», под которым он подразумевает пролонгацию греческого долга. При этом канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что реструктуризации суверенных долгов в Еврозоне не будет. Вероятно, именно с этим было связано то, что одновременно с одобрением помощи Португалии в размере 78 млрд. евро на 7,5 лет под 5,1% годовых Евросоюз и МВФ дали принципиальное согласие на выделение дополнительных средств Греции. Сумма новых займов пока не разглашается.

Эксперты полагают, что частные инвесторы могут согласиться на предложенную Юкером отсрочку погашения задолженности страны, однако принципиально ситуацию это не изменит. Впрочем, под давлением европейских властей Греция уже согласилась запустить программу приватизации госимущества, за счет которой бюджет может получить до 50 млрд. евро до 2015 года. Это является одним из условий получения средств Евросоюза, но полностью покрыть свои потребности без дополнительной помощи Греция все равно не сможет. Возможности же Европы по-прежнему ограничены - в 2010 году средний госдолг 17 стран Еврозоны вырос до 85,1% ВВП (в 2009 году - 79,3%), средний дефицит бюджета снизился до 6% ВВП (в 2009 году - 6,3%); в 27 государствах Евросоюза в 2010 году средний госдолг составлял 80% ВВП (годом ранее - 74,4% ВВП), бюджетный дефицит - 6,4% ВВП (годом ранее - 6,8% ВВП).

ИА «Саминвестор».

В тему: «Испания тонет в долгах»,

«Инвесторы испугались Еврозоны»,

«Грецию поставили на грань дефолта»,

«Португалия не вынесла госдолга»,

«Ирландии опять нужна помощь»,

«Евросоюзу не хватает денег»,

«В Еврозону вернулся призрак дефолта»,

«МВФ не верит в спасение Европы»,

«Инвесторов пугают Еврозона и Китай»,

«Немцы готовятся к греческому дефолту».

←Назад
Поделиться: