1 июля Центробанк РФ утвердил план спасения ОАО «Банк Москвы», которое станет рекордным в истории российской банковской системы - на санацию этого банка выделяется $14,2 млрд. Однако эта астрономическая сумма может возрасти после более тщательного анализа кредитного портфеля банка, в котором на проблемные кредиты приходится уже больше половины.
1 июля 2011 года госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) сообщила, что днем ранее совет директоров Центробанка РФ утвердил план предупреждения банкротства ОАО «Банк Москвы». С этой целью ЦБ предоставит АСВ кредит на сумму 295 млрд. рублей по ставке 0,5% годовых, которые агентство в свою очередь одолжит Банку Москвы по ставке 0,51% годовых. «Данные мероприятия позволяют обеспечить устойчивость работы ОАО «Банк Москвы», - говорится в пресс-релизе АСВ. В соответствии с МСФО банк сможет учесть разницу между ценой привлечения займа АСВ и среднерыночными ставками в качестве единовременной прибыли - она, по оценкам газеты «Коммерсантъ», составит примерно 150 млрд. рублей.
Эта прибыль позволит сформировать резервы на покрытие наиболее проблемных кредитов - в настоящее время объем ссуд V категории, требующей 100-процентного резервирования, составляет как раз около 150 млрд. рублей. В качестве обеспечения АСВ должно получить ряд «хороших» активов банка, перечень которых будет сформирован к концу сентября после проверки, которую проведет само АСВ. В самом Банке Москвы сообщают, что «проблемы кредитного портфеля, созданные в результате деятельности предыдущего менеджмента банка, будут решаться в ходе реализации плана работы с проблемными активами, который будет разработан совместно с АСВ». Кроме того, еще 100 млрд. рублей придется вложить нынешнему крупнейшему акционеру банка - ОАО «Банк ВТБ». Таким образом, спасение Банка Москвы обойдется, по меньшей мере, в 395 млрд. рублей ($14,2 млрд. по текущему курсу).
Эксперты отмечают, что стабилизационный кредит, предоставляемый этому кредитному учреждению, станет рекордным в истории российской банковской системы. До сих пор самым крупным получателем госпомощи среди санированных банков являлось ОАО «КИТ Финанс», получившее в разгар кризиса примерно 135 млрд. рублей. Впрочем, стоит отметить, что сам ВТБ также во время кризиса обращался за поддержкой к властям. В результате Федеральное агентство по управлению госимуществом (Росимущество, ФАУГИ) выкупило допэмиссию акций ВТБ объемом 180 млрд. рублей, а государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» предоставила ВТБ субординированный кредит на 200 млрд. рублей.
Однако, как сообщалось ранее, для запуска процедуры санации потребуется решить еще несколько технических вопросов, из которых главным является консолидация акций Банка Москвы новыми акционерами. ВТБ должен будет переоформить свои акции на другие структуры, так как закон запрещает участвовать в санации собственникам, которые владели банком в течение трех месяцев перед санацией. Сейчас ВТБ напрямую владеет 46,48% акций этого кредитного учреждения, еще 17,32% принадлежит ОАО «Столичная страховая группа» (ССГ) - переоформлением этого пакета ВТБ занимается в настоящее время. Кроме того, еще 3,88% принадлежит миноритарию госбанка, бизнесмену Сулейману Керимову, выкупившему эти акции у американского инвестбанка Goldman Sachs по договоренности с ВТБ, а крупнейшим миноритарием Банка Москвы является бизнесмен Виталий Юсуфов, который приобрел большую часть пакета экс-президента Банка Москвы Андрея Бородина - 19,9%. Ожидается, что именно их пакеты сконцентрируют в ближайшем будущем две дочерние структуры группы ВТБ - ООО «ВТБ пенсионный администратор» и ЗАО «ВТБ Долговой центр». Впрочем, чуть позже стало известно, что сам Юсуфов изъявил желание увеличить свой пакет до 26%, сообщает газета «Ведомости».
Впрочем, эксперты не исключают, что в дальнейшем сумма, необходимая для спасения Банка Москвы, может существенно возрасти. Общий объем проблемных кредитов к середине прошлой недели уже оценивался в 300-350 млрд. рублей, а к настоящему времени эта сумма возросла до 368 млрд. рублей. Учитывая, что к 1 июня кредитный портфель составлял 617,447 млрд. рублей, проблемными АСВ сочло 59,6% выданных банком кредитов. Почти 60% «плохих» ссуд приходится на долю компаний, аффилированных Андрею Бородину, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на руководство АСВ - почти 220 млрд. рублей (сам Бородин ранее называл сумму в 217 млрд. рублей). Еще примерно 80 млрд. рублей выдано российским компаниям, не ведущим реальной деятельности, 60 млрд. рублей - офшорным структурам. При этом в ряде случаев в начале этого года заложенные по кредитам активы были выведены из-под обременения топ-менеджментом Банка Москвы.
В создавшейся ситуации, по мнению некоторых чиновников, в равной степени виновны и сам Андрей Бородин, и регулятор, и акционеры банка. Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что правительство Москвы как крупнейший акционер не контролировало ситуацию в банке, при этом ограждая его от «нормального контроля». Топ-менеджмент этим весьма активно пользовался, судя по объему проблемных активов. При этом и аудиторы банка, и ЦБ своевременно эти злоупотребления не выявили, как и ВТБ, ставший акционером Банка Москвы до окончания due diligence. Впрочем, сам Андрей Бородин на своем сайте в пятницу заявил, что «шокирован размером финансовой помощи в 14 миллиардов USD, о котором Центральный Банк РФ заявил сегодня» и в очередной раз охарактеризовал «смену контроля в Банке Москвы» как «рейдерский захват» банка по «политическим мотивам».
Эксперты расходятся в оценках необходимости спасения Банка Москвы. По данным газеты «Ведомости», в случае банкротства пришлось бы компенсировать порядка 160 млрд. рублей вкладов населения, размещенных в Банке Москвы, около 200 млрд. рублей средств бюджетов, а также погашать евробонды на общую сумму $3 млрд. Кроме того, проблемы могли перекинуться и на ВТБ, у которого в обращении находятся облигации на общую сумму примерно $10 млрд. В случае банкротства Банка Москвы их держатели могли предъявить облигации к досрочному погашению. В то же время, как сообщает газета «RBCdaily», по другой версии, размер компенсаций при банкротстве составил бы примерно 370 млрд. рублей. Однако эксперты обращают внимание еще на крайне негативные последствия для всего рынка, которое может оказать крах банка, входившего в российский ТОП-10.
В тему: «Спасение Банка Москвы согласовали»,
«Спасение Банка Москвы подорожало»,
«ЦБ и АСВ спешат на помощь»,
«Moody's разочаровалось в Банке Москвы»,
«Банк Москвы не раскрылся»,
«Банк Москвы ответит Бородину уголовными делами»,
«ВТБ запросил помощи»,
«Кредиты "Бородинские"».