Самара Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
20.06.2011

«Ладу» прицепят к «Экспрессу»

«Ладу» прицепят к «Экспрессу»
P. $.
Александра Лозовая,
заместитель руководителя аналитического отдела независимого аналитического агентства «Инвесткафе»

- «Лада-Кредит» специализируется на автокредитовании под приобретение продукции АвтоВАЗа. Думаю, что «Восточный Экспресс» может быть заинтересован в развитии этого направления, что подтверждается покупкой Сантандер Консьюмер Банк.

P. $.
Кондрашова Екатерина,
начальник аналитического отдела ОАО «Московский Фондовый Центр»

- Поскольку для покупателя в данной сделке основной целью является расширение границ розничного бизнеса и усиление своего присутствия в федеральных округах, логично предположить, что новый собственник не захочет сохранять бренд «Лада-Кредит». К тому же этот банк не был прибыльным бизнесом, а ценность самого его бренда как такового вряд ли велика. Полагаю, что «Лада-Кредит» войдет в сеть «Восточного Экспресса» и будет развиваться под общим брендом всей банковской структуры.

P. $.
История банка «Лада-Кредит»

Банк был основан в Москве в 1994 году под названием банк «Волна». Во второй половине 1990-х гг. он был выкуплен топ-менеджерами ОАО «АвтоВАЗ». Его головной офис был перенесен в Тольятти, а название изменено на ЗАО КБ «Автомобильный банкирский дом» (АБД). После отставки председателя совета директоров ВАЗа Владимира Каданникова из состава акционеров АБД вышли все физические лица, а в июне 2008 года его 100% акций были сконцентрированы на балансе автозавода. Первоначально руководство ВАЗа вынашивало масштабные планы в отношении банка, который предполагалось трансформировать в автокредитное учреждение федерального уровня. Однако кризис 2008-2009 гг., едва не приведший к банкротству самого ВАЗа, вынудил его топ-менеджмент отказаться от этих планов. Единственным пунктом, который был в конечном итоге реализован, стала очередная смена названия - в августе 2009 года банк был переименован в «Лада-кредит». В начале июля 2010 года 100% акций кредитного учреждения, принадлежавшие ранее ОАО «АвтоВАЗ», были выкуплены ЗАО АКБ «Новикомбанк» (г. Москва). В конце января 2011 года произошла вторая смена состава акционеров «Лада-Кредита». На этот раз из капитала банка полностью вышел Новикомбанк, а принадлежавшие ему акции были приобретены шестью московскими компаниями: ООО «Адамант» (19,940171% акций), ООО «Вега-пласт» (19,669516%), ООО «ГравиЛат» (19%), ООО «Мегаспецстрой» (19,649573%), ООО «Пульсар» (19,290598%), ООО «Север-Атлант» (2,450142%).

P. $.
«Лада-Кредит» в цифрах

По данным отчетности АО КБ «Лада-Кредит» на 1 мая 2011 года, валюта баланса банка составляла 6,202 млрд. рублей, капитал - 2,044 млрд. рублей, нетто-активы - 5,603 млрд. рублей, кредитный портфель - 3,834 млрд. рублей, просроченная задолженность - 0,971 млрд. рублей (25,3%); объем привлеченных средств - 1,621 млрд. рублей, в том числе срочные вклады физических лиц - 0,416 млрд. рублей, остатки на счетах юридических лиц - 0,515 млрд. рублей, депозиты юрлиц - 0,432 млрд. рублей; убыток за четыре месяца 2011 года - 123,475 млн. рублей.

На прошлой неделе стало известно, что сделка по продаже АО КБ «Лада-Кредит» близится к завершению. По словам источников $, к настоящему времени соответствующие документы уже поданы на рассмотрение в Центробанк РФ. Покупателем тольяттинского банка станет ОАО «Восточный экспресс банк», развитием которого занимается известный банкир Игорь Ким.

О том, что ЗАО АКБ «Новикомбанк» едва ли будет развивать АО КБ «Лада-Кредит» (г. Тольятти) в качестве самостоятельного дочернего банка, региональные банкиры заговорили вскоре после оформления сделки по покупке московским банком тольяттинского. В начале 2011 года сразу несколько источников $ сообщили, что Новикомбанк рассматривает различные варианты дальнейшего будущего «Лада-Кредита», включая объединение двух кредитных учреждений. Именно этим, по мнению источников, было вызвано переоформление акций тольяттинского банка с самого Новикомбанка на компании, являющиеся его же акционерами. При этом источники отмечали, что не исключены и другие варианты решения будущего «Лада-Кредита», который к этому времени на фоне непрерывно растущей просрочки из месяца в месяц демонстрировал убытки. Позже стало известно, что интерес к приобретению этого банка проявляет ОАО «Восточный экспресс банк», одним из акционеров которого является известный банкир, основатель ОАО «УРСА Банк» Игорь Ким.

На прошлой неделе источник $, близкий к наблюдательному совету «Лада-Кредита», на условиях анонимности сообщил, что акционеры Новикомбанка достигли договоренности с «Восточным экспрессом» о продаже тольяттинского банка. По словам источника, документы на согласование сделки уже поданы в Центробанк РФ. Сумму сделки источник называть не стал, однако уточнил, что по результатам сделки Новикомбанк останется «в плюсе» - у ОАО «АвтоВАЗ» в 2010 году «Лада-Кредит» выкупался по более низкой цене. Эксперты расходятся в оценках суммы сделки довольно существенно. Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин считает, что исходя из статистики подобных сделок «Лада-Кредит» можно оценить в 0,5-0,7 собственного капитала, то есть 1-1,4 млрд. рублей. Заместитель руководителя аналитического отдела независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Александра Лозовая полагает, что рыночная стоимость «Лада-Кредита» может составлять 2,5-3,4 млрд. рублей, исходя из того, что публичные банки в настоящий момент торгуются на бирже с соотношением на уровне 1,3-1,8.

Скорее всего, к продаже Новикомбанк подтолкнули как дефицит ресурсов у его акционеров для дальнейшего развития двух банков одновременно, так и негативные результаты деятельности «Лада-Кредита». Начальник аналитического отдела ОАО «Московский Фондовый Центр» Екатерина Кондрашова считает, что решение о продаже может быть связано с тем, что учредители недовольны результатами бизнеса «Лада-Кредита». «Так, разочарование может вызывать, например, высокая доля просроченных кредитов, поэтому более рациональным может показаться решение продать убыточную организацию и выручить деньги на собственное развитие (для Новикомбанка) или же распределить полученные средства для других целей», - предполагает Кондрашова.

По мнению экспертов, интерес к сделке со стороны «Восточного экспресса» может быть двояким. «Ким активно развивал свой прежний проект (УРСА банк - прим. ред.) сделками слияния и поглощения, - говорит один из самарских банкиров. - Скорее всего, «Ладу» ждет та же судьба». «Восточный экспресс», на котором в настоящее время сосредоточился Ким, идет тем же путем. За последние два года к этому кредитному учреждению были присоединены уже четыре банка - ОАО «Эталонбанк» (июнь 2009 года), ЗАО КБ «Движение» (октябрь 2009 года), ОАО КБ «Камабанк» (май 2010 года, до 2006 года располагало филиалом в Тольятти) и ОАО «Ростпромстройбанк» (сентябрь 2010 года). Кроме того, в прошлом году под контроль «Восточного экспресса» перешли две иностранные «дочки»: в июле 2010 года американский банк Morgan Stanley продал 100% долей участия в капитале ООО «Городской ипотечный банк» (ГИБ), в декабре - испанская банковская группа Banco Santander S.A. of Spain продала 100% акций ЗАО «Сантандер Консьюмер Банк».

Схожей точки зрения придерживаются и московские аналитики. Интерес «Восточного Экспресса» к «Лада-Кредиту», по мнению Кондрашовой, объясняется стратегией развития за счет сделок слияния и поглощения. Помимо шести уже приобретенных банков в 2011 году «Восточный экспресс» купил несколько отделений с кредитными портфелями у ОАО «МДМ Банк», а также заявил о планах приобретения ряда розничных точек у ЗАО АКБ «Абсолют Банк». «В этой связи интерес к «Лада-Кредиту», полагаем, связан с желанием «Восточного экспресса» расширить свое присутствие в Среднем Поволжье, главным образом в Тольятти. Этот регион достаточно привлекателен для развития розничного бизнеса», - считает Екатерина Кондрашова. Александра Лозовая также полагает, что «покупки являются для «Восточного экспресса» стратегическими и преследуют цель создания универсальной банковской группы».

Впрочем, тольяттинские банкиры отмечают, что даже с этой точки зрения смысл сделки представляется сомнительным, учитывая текущие финансовые показатели «Лада-Кредита», в первую очередь высокий уровень просроченной задолженности по кредитам. Судя по данным отчетности банка, в прошлом году просрочка увеличилась на 336 млн. рублей - с 658 млн. рублей на 1 января 2010 года до 894 млн. рублей на 1 января 2011 года, а ее доля в кредитном портфеле из-за уменьшения объема выданных кредитов выросла почти двое - с 12% до 23%. При этом к 1 мая 2011 года просрочка достигла 970,9 млн. рублей (25,3% кредитного портфеля). Однако источник, близкий к наблюдательному совету «Лада-Кредита», уверяет, что сделке не помешал даже такой высокий уровень просрочки, поскольку ее полностью покрывают резервы, сформированные за последние 2,5 года.

Однако не совсем понятно, какова будет реальная выгода «Восточного экспресса» от этой покупки. Филиальной сети в Поволжье у «Лада-Кредита» нет, банк зависим от ситуации на ВАЗе, а его кредитный портфель до марта этого года почти непрерывно сокращался (единственным исключением стал апрель, когда у банка на 540 млн. рублей вырос объем кредитов, выданных юридическим лицам, хотя в предыдущие годы банк ориентировался в основном на розничное кредитование). Кроме того, к настоящему времени в Тольятти уже открылся филиал самого Новикомбанка. Ранее тольяттинские банкиры предполагали, что в него могут быть переведены «околовазовские расчеты», еще оставшиеся в «Лада-Кредите», в частности зарплатный проект ВАЗа, а также зарплатные проекты других корпоративных клиентов. В пользу этого предположения говорило то, что ТФ Новикомбанка возглавил Игорь Остапенко, ранее курировавший работу с пластиковыми картами и расчетно-кассовые операции банка «Лада-Кредит». Однако в пресс-центре автозавода информацию о возможном переводе зарплатного проекта в ТФ Новикомбанка категорически опровергли.

Большинство экспертов не исключают, что сделке между «Восточным экспрессом» и акционерами Новикомбанка могли предшествовать некие договоренности с топ-менеджментом госкорпорации «Российские технологии», которая является акционером ВАЗа и считается близкой Новикомбанку. В частности, именно выходцы из Новикомбанка - Илья Губин (в настоящее время президент Новикомбанка и председатель наблюдательного совета «Лада-Кредита») и Сергей Фомин - некоторое время возглавляли финансовый блок ВАЗа после отставки экс-председателя совета директоров Владимира Каданникова. Однако что именно могло свести вместе Игоря Кима и «Ростехнологии», региональные банкиры предположить затруднились.

В пресс-службе Новикомбанка на запрос $ ответить не смогли, пояснив, что руководство банка не успело согласовать ответ. В «Лада-Кредите» отвечать на вопросы издания не стали. С руководством банка «Восточный экспресс» корреспонденту $ связаться не удалось.

ИА «Саминвестор».

В тему: «Новикомбанк пришел в Тольятти»,

««Лада-Кредит» может достаться «Восточному экспрессу»»,

«Новикомбанк подобрал управляющего»,

«Новикомбанк может поглотить "Лада-Кредит"»,

«Новикомбанк вновь собирается в Самару».

««Лада-Кредит» обновил акционеров»,

«АвтоВАЗ торгует... банками».

См. также: «Прощание "иностранки"»,

«Испанцы отказались от России»,

«Банки начали сливаться».

←Назад
Поделиться: