Новости компаний Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
07.04.2011

Утилизация заканчивается

Утилизация заканчивается

6 апреля премьер-министр РФ Владимир Путин заявил о выделении еще 5 млрд. рублей на госпрограмму по утилизации. Но это будет последний транш - продлевать ее правительство не предполагает, переключившись на утилизацию коммерческого транспорта и сельхозтехники, что может негативно сказаться на продажах ОАО «АвтоВАЗ».

Госпрограмма по утилизации старых автомобилей начала действовать в марте 2010 года в целях стимулирования продаж российских автопроизводителей. За сданный в утиль автомобиль старше 10 лет владелец получал сертификат на 50 тысяч рублей, который шел в зачет при покупке нового автомобиля. Первоначально на программу было выделено 10 млрд. рублей (200 тысяч сертификатов), однако спрос оказался настолько велик, что правительство удвоило объем финансирования. С марта 2010 года по март 2011 года на финансирование программы было выделено в общей сложности 25 млрд. рублей, по ней было реализовано 365 тысяч машин, из 500 тысяч сертификатов выдано 495 тысяч, а продажи в России увеличились на 30%.

Больше всех от утилизации выиграло ОАО «АвтоВАЗ»: по итогам 2010 года из 517,1 тысячи вазовских автомобилей, проданных на внутреннем рынке, в рамках утилизационной программы было реализовано 221,6 тысячи автомобилей (42,85%). При этом в IV квартале прошлого года в рамках программы продавалось больше половины автомобилей ВАЗа (рекорд был установлен в ноябре - 56,5% продаж на внутреннем рынке). Схожая динамика сохранялась и в первые месяцы 2011 года (судя по косвенным данным, так как информацию о доле продаж за счет утилизационной программы автозавод раскрывать перестал).

6 апреля 2011 года премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что программа по утилизации старых автомобилей будет продлена до конца текущего года, а на ее финансирование выделяется еще 5 млрд. рублей. Однако это будет последним траншем - продлевать данную программу в дальнейшем правительство не предполагает. По словам Путина, «искусственное стимулирование спроса надо сворачивать». Тем не менее, ВАЗ пока не стал корректировать свой производственный план в связи с продлением программы - он остался на уровне 700 тысяч автомобилей, сообщает газета «Ведомости».

Большинство экспертов полагают, что прекращение программы приведет как минимум к стагнации темпов роста продаж вазовских автомобилей, даже несмотря на продление программы льготного автокредитования и восстановление выдачи обычных коммерческих автокредитов. Кроме того, на продажах может негативно сказаться ситуация в АО КБ «Лада-Кредит» (г. Тольятти), которое ранее активно кредитовало население на покупку вазовских машин, трансформируясь в автокредитный банк по образцу «дочек» мировых автоконцернов. Однако к 1 марта просроченная задолженность достигла 26,5% кредитного портфеля, а объемы кредитования сокращаются уже в течение длительного времени. Тем не менее, как сообщалось ранее, ВАЗ рассматривает возможность после завершения госпрограммы по утилизации старых автомобилей запустить свой собственный аналог. Однако насколько он будет популярен и сможет ли сдержать снижение продаж, пока сказать сложно. Кроме того, ВАЗ рассчитывает также на запуск новой модели на базе Lada Kalina, но ее перспективы пока тоже туманны.

Одновременно стало известно, что с 2012 года может быть запущена программа по утилизации коммерческих автомобилей, рассчитанная на три года. Ее финансирование может составить порядка 32,7 млрд. рублей, в том числе на автобусы - 3,5 млрд. рублей в год, на грузовые машины - 7,4 млрд. рублей в год. Кроме того, рассматривается вариант запуска аналогичной программы для сельхозтехники объемом до 10 млрд. рублей. Предполагается, что окончательно данный вопрос будет решен уже летом этого года. Как сообщает газета «Коммерсантъ», под действие программы в случае ее принятия подпадут все российские производители автобусов, в то время как иностранцы в ней участвовать не будут. Программы утилизации грузовиков и сельхозтехники пока окончательно не разработаны, однако уже известно, что в них будут внесены изменения по сравнению с утилизацией легковых автомобилей - в частности, премия будет выплачиваться производителям, а не дилерам, будет открыт доступ юридическим лицам и будут задействованы лизинговые схемы. Эксперты полагают, что столь мощного роста продаж, как в сегменте легковых автомобилей, новые программы не дадут, однако увеличению производства поспособствуют.

В тему: «Продажи ВАЗа продолжают расти»,

«ВАЗу добавят "утиля"»,

«Льготные кредиты продлевают»,

«ВАЗ поддержит продажи кредитом»,

«"Утиль" вывел ВАЗ из кризиса».

←Назад
Поделиться: