В ноябре Центробанк РФ рекомендовал иностранным дочерним банкам в России не увлекаться кредитованием своих материнских структур. Пока вызванный этим отток капитала не так велик, как в 2008 году, однако эксперты не исключают, что при обострении ситуации ЦБ от рекомендаций перейдет к запретительным мерам.
В ноябре 2011 года руководство Центробанка РФ рекомендовало ряду дочерних банков иностранных финансовых учреждений не проявлять излишней активности в кредитовании своих материнских учреждений и укреплять базу пассивов в России. По данным газеты «Коммерсантъ», профилактические встречи проводились с топ-менеджерами ЗАО «ЮниКредит Банк» («дочка» итальянской банковской группы UniCredit), ЗАО «Райффайзенбанк» (австрийская Raiffeisen), ОАО АКБ «Росбанк» (французская «Societe Generale») и ЗАО КБ «Ситибанк» (американская Citigroup). В III квартале 2011 года банки-нерезиденты получили в ЮниКредит Банке кредиты на общую сумму 181,9 млрд. рублей, из них 57 млрд. рублей было выдано в сентябре. В октябре Райффайзенбанк увеличил кредитование нерезидентов до 84,9 млрд. рублей, Росбанк - до 57,6 млрд. рублей, Ситибанк - до 19,1 млрд. рублей.
Эксперты отмечают, что активная поддержка российскими «дочками» иностранных банков своих материнских структур способствовала оттоку капитала в сентябре-октябре. На этом фоне вполне логичными выглядят попытки ЦБ сдержать дальнейший отток через кредиты иностранных «дочек» материнским структурам, что подстегивает и дефицит ликвидности на российском банковском рынке, и показатели оттока капитала из России. Схожая ситуация, хотя и более ярко выраженная, наблюдалась в России осенью 2008 года. Тогда для сдерживания оттока средств в заграничные банки ЦБ был вынужден ввести лимиты на иностранные активы кредитных учреждений, а затем ограничить доступ к беззалоговым кредитам для «нарушителей».
Однако в 2008 году «дочки» иностранцев финансировали материнские структуры не только за счет собственных средств, как в настоящее время, но и за счет средств господдержки, выделявшейся российскими властями для помощи отечественному банковскому сектору. Именно этим и объяснялась более «резкая» реакция ЦБ три года назад. Пока же российский регулятор ограничивается «вербальными интервенциями». Впрочем, не исключено, что если ситуация с оттоком капитала не нормализуется, ЦБ РФ пойдет по пути своих коллег из Австрии, которые для повышения финансовой устойчивости австрийских банков ограничили выдачу новых кредитов в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы 110 процентами от объема фондирования, привлеченного на местных рынках.
В тему: «Российские банки «почувствовали» европейские проблемы»,
«Банки Европы потянулись к ЕЦБ»,
«Кредитование пошло на спад»,
««Юникредит» поддержал «маму»».
См. также: «Капиталы бегут из России»,
См. также: «Долговой кризис выходит на новый уровень».