Новости Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
22.11.2010

Nissan пошел на ВАЗ

Nissan пошел на ВАЗ

19 ноября глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов заявил, что японский автоконцерн Nissan приобретет 10% акций ОАО «АвтоВАЗ» за $290 млн. Эксперты считают, что в дальнейшем франко-японский альянс автопроизводителей Renault-Nissan увеличит свой пакет акций ВАЗа до контрольного, но сумму сделки с японцами считают завышенной.

Возможность увеличения пакета акций ОАО «АвтоВАЗ», принадлежащего альянсу Renault-Nissan или одному из входящих в него автопроизводителей, обсуждалась с 2009 года, в том числе за счет приобретения акций, принадлежащих инвестиционной компании «Тройки Диалог». К этому времени Renault принадлежало 25% акций тольяттинского автозавода. Причем «Тройка» предлагала иностранным партнерам различные варианты оформления сделки: обмен акций предприятия на 1,96% акций Renault или 0,8% Nissan, продажа за наличные, а также обмен на акции Renault, находящиеся в собственности правительства Франции. В конце октября 2010 года глава альянса Карлос Гон заявил телеканалу Russia Today, что Renault-Nissan готов приобрести пакет акций, который в настоящее время принадлежит инвестиционной компании «Тройка Диалог». Предполагалось, что продажа будет проводиться по частям, а первая сделка по продаже небольшого пакета акций концерну Nissan может быть оформлена до конца текущего года. Основная часть пакета «Тройки», как сообщалось, будет продана в 2011 году, а завершение серии сделок запланировано к 2014 году.

19 ноября 2010 года глава госкорпорации «Российские технологии» Сергей Чемезов (на фото) заявил, что японский автоконцерн Nissan приобретет 10% акций ОАО «АвтоВАЗ». Предполагается, что продажа будет осуществлена сразу после завершения дополнительной эмиссии акций ВАЗа, которая оформляется в настоящее время. По ее результатам один из двух основных российских совладельцев тольяттинского автозавода - «Ростехнологии» - увеличит свою долю до 29,4%. Доля участия второго российского акционера - ИК «Тройка Диалог» - сократится до 20,5%. Предполагается, что Nissan приобретет 4% акций у «Ростехнологий» и 6% - у «Тройки Диалог», уменьшив их участие в капитале ВАЗа до 25,4% и 14,5% акций соответственно. Сумма сделки составит $290 млн. исходя из оценки предприятия в $2,9 млрд. Любопытно, что ранее возможная покупка акций обсуждалась исходя из текущей оценки PricewaterhouseCoopers - $2,4 млрд. за 100% акций ВАЗа. По словам Чемезова, акции ВАЗа Nissan будет приобретать «только за живые деньги». Скорее всего, в собственность Nissan акции ВАЗа перейдут весной 2011 года. Сам Чемезов в своем выступлении заявил, что речь идет о I-II кварталах 2011 года.

Эксперты не исключают, что в дальнейшем пакет Renault-Nissan вырастет до контрольного. Скорее всего, уже к концу 2011 года франко-японский альянс автопроизводителей сконцентрирует до 45% акций ВАЗА, а в 2012 году его пакет возрастет до 51%. В начале ноября 2010 года Карлос Гон заявлял, что в собственность Renault-Nissan перейдет 50%+1 акция завода, а Чемезов говорил, что процесс увеличения доли франко-японского альянса в капитале ВАЗа займет 2-3 года. Одним из инициаторов этого выступал премьер-министр РФ Владимир Путин, который не только предлагал Гону увеличить пакет акций ВАЗа, но и обращался с аналогичным предложением к правительству Франции, являющемуся акционером Renault. Уже осенью этого года стало понятно, что в случае согласия Renault-Nissan доля альянса будет увеличиваться в основном за счет акций ИК «Тройка Диалог». Сергей Чемезов в своем выступлении не исключил вероятности того, что «...в ближайшей перспективе «Тройка Диалог» продаст все акции». В самой компании, как сообщает газета «RBCdaily», заявили о намерении до конца 2012 года полностью продать акции ВАЗа.

Изменение позиции руководства альянса Renault-Nissan, которое первоначально старалось избежать увеличения доли в капитале ВАЗа, может быть связано с ростом продаж на российском автомобильном рынке. При этом ВАЗ продолжает оставаться не только крупнейшим его участником, но и наконец-то вышел в чистую прибыль. В предыдущие два года ВАЗ был высокоубыточным предприятием: по итогам 2008 года чистый убыток завода составил 24,66 млрд. рублей, в 2009 году - 49,2 млрд. рублей. Впрочем, обеспечивший прибыль рост продаж был в основном обусловлен действием государственной программы по утилизации старых автомобилей, на долю которой в настоящее время приходится почти 50% реализации. Действие программы уже продлено на 2011 год - в августе Владимир Путин подписал постановление о выделении дополнительного финансирования в размере 10 млрд. рублей. Однако уже осенью 2011 года ее действие закончится и сохранение продаж на прежнем уровне превратится в серьезную проблему.

Аналитики также отмечают, что стоимость ВАЗа в этой сделке существенно завышена. Оценки реальной стоимости предприятия сильно колеблются - от $1,5 млрд. до $2,4 млрд., а текущие котировки на ММВБ - порядка $1,7 млрд., так что $290 млн. за 10% акций ВАЗа явно слишком дорого. Впрочем, представители «Ростехнологий» уверены, что к весне 2011 года капитализация тольяттинского автозавода существенно вырастет, сообщает газета «Ведомости». Более подробная информация на эту тему пока не предоставляется. Любопытно, что с августа 2010 года акции ВАЗа на бирже существенно выросли благодаря спекулятивным операциям. Некоторые участники рынка высказывали мнение, что эти операции могла проводить «Тройка Диалог», возможно, по поручению «Ростехнологий».

Ранее Renault уже вложил в ВАЗ около $1 млрд., а также предоставит оборудования более чем на $300 в рамках проходящей допэмиссии. Именно на этом оборудовании с 2012 года должно быть начато производство новых моделей ВАЗа. В результате, сообщает газета «Коммерсантъ», общие вложения Renault-Nissan в ВАЗ составят около $1,5 млрд. Это примерно вдвое больше инвестиций в собственные производства этих концернов в России: в московский «Автофрамос» Renault вложил около $540 млн., Nissan в свой завод в Петербурге - $200 млн. Впрочем, ранее «Ростехнологиям» уже удавалось продавать свои активы с большой премией к рыночной стоимости. К примеру, в 2008 году немецкий концерн Daimler заплатил за 10% акций ОАО «КамАЗ» $250 млн., в то время как оценка всего предприятия не превышала $800 млн.

См. также «ВАЗ по-французски»,

«ВАЗ снижает прибыль»,

«ВАЗу завышают цену»,

«Ненужный АвтоВАЗ»,

«Французская любовь не для ВАЗа».

В тему: «ВАЗ рассчитается с государством»,

«ВАЗ "нарисовал" прибыль»,

«АвтоВАЗ прирастает утилем»,

«ВАЗ отрастил продажи»,

«ВАЗ вышел в чистую прибыль».

←Назад
Поделиться: