Особое мнение
19.01.2018

«Максим 2 процента», часть 2

Предварительная оценка Министерства экономического развития показала рост ВВП России по итогам 2017 года на 1,4-1,8 процента. После рецессии 2015-2016 годов это неплохо, однако даже верхняя граница явно не дотягивается ни до двух процентов, которые глава ведомства Максим Орешкин обещал в апреле прошлого года, ни до 2,1 процента из официального прогноза, принятого в августе. При этом в октябре, по оценке Минэкономразвития, ВВП вырос лишь на 1 процент в сопоставлении с аналогичным периодом прошлого года, а в ноябре сократился на 0,3 процента. Однако ведомство уверено, что в декабре экономика вновь двинулась вверх, что обеспечит пристойный результат и по итогам четвертого квартала, и в целом по году, а в 2018 году вновь обещает рост ВВП примерно на 2 процента.

Впрочем, почти одновременно с признаниями Минэконома американский инвестбанк «Джей Пи Морган Чейз» в своем докладе о состоянии российской экономики заявил о возобновлении технической рецессии, под которой понимается снижением ВВП в поквартальном исчислении в течение двух кварталов подряд. По оценке аналитиков банка, в третьем квартале снижение ВВП по сравнению с предыдущим кварталом составило 0,2 процента, а в четвертом квартале падение ускорилось до полутора процентов.

Напомню, что последние данные Росстата за ноябрь показали существенный спад промышленного производства, который полностью на эффект высокой базы не спишешь, и снижение реальных доходов населения еще на 0,3 процента в годовом выражении, несмотря на падение инфляции до минимума за всю постсоветскую историю. При этом в целом за последние три года доходы упали более чем на 20 процентов, что, собственно, и является наиболее значимым фактором торможения как экономики, так и инфляции в прошлом году. Высокие темпы роста потребительского кредитования, вероятно, объясняются тем, что значительная часть населения вынуждена закрывать нехватку денег на повседневные расходы за счет заемных средств, и в качестве драйвера роста явно быстро себя исчерпает, а замедление темпов роста ипотечного кредитования неизбежно приведет к ухудшению ситуации и на рынке недвижимости. Соответственно, несмотря на удачные второй и частично третий кварталы, можно ожидать, что по итогам 2017 года рост ВВП составит примерно полтора процента. А без проведения экономических реформ или хотя бы изменения денежно-кредитной политики ЦБ и бюджетной политики правительства в 2018 году Россию ожидает в лучшем случае стагнация, даже если цены на нефть удержатся на трехлетнем максимуме.

Илья Липкинд, директор информационного агентства «Саминвестор», для «Бизнес ФМ Самара», 16.01.2018.

←Назад
Поделиться: