Особое мнение
27.12.2017

Продолжение последовало

На прошлой неделе Росстат сообщил, что промышленное производство в ноябре упало на 3,6 процента в годовом выражении, что стало самым сильным падением с октября 2009 года. Добывающая промышленность показала снижение на 1 процент в годовом выражении, добыча нефти - на 1,9 процент, добыча газа - на 2,3 процента, а темпы роста добычи угля замедлились в ноябре почти в два раза по сравнению с октябрем - до 3,4 процента. При этом в обрабатывающих отраслях падение составило 4,7 процента, а в обеспечении электрической и тепловой энергией - 6,4 процента.

Министр экономического развития Максим Орешкин поспешил утешить оптимистов тем, что такая печальная картина объясняется временными факторами и повторил, что по-прежнему ожидает роста и промышленного производства, и российской экономики в целом примерно на 2 процента по итогам текущего года.

Отчасти провальный ноябрь действительно объясняется временными факторами, в частности, эффектом высокой базы прошлого года - в ноябре 2016-го промышленное производство выросло на 3,4 процента в годовом выражении, а также более теплой, чем обычно, погодой, что сказалось на потреблении тепловой энергии. Кроме того, в Минэкономразвития ссылаются на сокращение в добывающих отраслях из-за подписанного в декабре прошлого года соглашения с ОПЕК о сокращении нефтедобычи. Да и с учетом сезонных и календарных факторов просадка выглядит не столь пугающе - всего 1,4 процента.

Тем не менее, полностью падение на временные факторы не спишешь, особенно если в очередной раз вспомнить о продолжающемся сокращении реальных располагаемых денежных доходов населения. В ноябре их снижение составило 0,3 процента в годовом выражении, однако относительно незначительная просадка объясняется в большей степени эффектом низкой базы прошлого года. В целом за 11 месяцев доходы упали на 1,4 процента, причем падение продолжается практически непрерывно с конца 2014 года. Это и обуславливает относительную слабость внутреннего спроса, что будет продолжать препятствовать сколько-нибудь уверенному росту и промышленного производства, и экономики в целом. Ранее Внешэкономбанк снизил свой прогноз по темпам роста ВВП России в 2017 года до 1,5-1,7 процента, и этот прогноз с учетом результатов ноября уже можно считать позитивным вариантом, в то время как прогноз Минэкономразвития из очень оптимистичного превращается в «антинаучную фантастику».

Илья Липкинд, директор информационного агентства «Саминвестор», для «Бизнес ФМ Самара», 22.12.2017.

←Назад
Поделиться: