15 февраля глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов заявил о начале переговоров с Белоруссией об объединении ОАО «КамАЗ» и ОАО «Минский автомобильный завод». Однако эксперты сомневаются в успехе переговоров, поскольку белорусская сторона уже оценила свой завод в 2,5-3 раза выше его реальной стоимости.
15 февраля 2011 года глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов (на фото) сообщил, что его организация начала переговоры с властями Белоруссии об объединении ОАО «КамАЗ» и ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ). Предполагается, что Белоруссия получит 20-25% акций объединенного автопроизводителя, внеся в его уставный капитал 100% акций МАЗа. Впрочем, в «Ростехнологиях» заявляют, что речь о блокирующем пакете не идет. В случае согласия правительства Белоруссии КамАЗу придется проводить дополнительную эмиссию. В результате это размоет доли действующих акционеров автозавода - самих «Ростехнологий» (49,9%), инвестиционной компании «Тройка Диалог» (27,3%), немецкого концерна Daimler (11%) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР, 4%). Пока неизвестно, как воспринимает эту сделку руководство Daimler, хотя ранее в «Ростехнологиях» утверждали, что немецкий концерн не возражает против объединения с МАЗом. Впрочем, по данным газеты «Коммерсантъ», не исключен и другой вариант - создание субхолдинга, в уставный капитал которого будут внесены белорусские акции МАЗа и пакет КамАЗа, принадлежащий «Ростехнологиям».
Любопытно, что почти одновременно стало известно об интересе к МАЗу со стороны другой крупной российской компании - группы «ГАЗ», контролируемой структурами Олега Дерипаски. Впрочем, в отличие от «Ростехнологий» ГАЗ предлагает принципиально иной вариант - взять МАЗ в управление на три года. Отчасти это связано с тем, что МАЗ является одним из крупнейших покупателей тяжелых дизельных двигателей, выпускаемых ГАЗом, сообщает газета «RBCdaily». Кроме того, МАЗом к настоящему времени, по неофициальной информации, заинтересовались и некоторые китайские компании. Вероятно, это также подталкивает и ГАЗ, и «Ростехнологии» к вхождению на Минский автозавод, чтобы не допустить укрепления позиций китайских автопроизводителей на рынке России и стран СНГ.
Впрочем, эксперты сомневаются в реальности сделки между МАЗом и КамАЗом. Первым препятствием для ее реализации может стать заявленная белорусскими властями стоимость МАЗа. Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь уже заявил, что оценивает предприятие не менее чем в $2,5 млрд., в то время как аналитики полагают, что его реальная стоимость - $0,8-1 млрд. Не исключено, что такая позиция госкомитета связана с тем, что белорусские власти не заинтересованы в сделке в отличие от акционеров КамАЗа, которые рассчитывают таким образом увеличить долю на рынке большегрузной техники и минимизировать издержки. Кроме того, пока неизвестно, каково в настоящее время реальное финансовое положение МАЗа, поскольку это предприятие мировой экономический кризис также не обошел стороной.