Новости Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
11.01.2011

«Утиль» вывел ВАЗ из кризиса

«Утиль» вывел ВАЗ из кризиса

В 2010 году продажи автомобилей производства ОАО «АвтоВАЗ» в России выросли почти в 1,5 раза по сравнению с 2009 годом. Однако большую часть роста обеспечила госпрограмма по утилизации старых машин - на ее долю приходится 42,85% от общего объема продаж на внутреннем рынке. Эксперты полагают, что в случае снижения спроса на автомобили Lada правительство РФ может выделить дополнительные средства на реализацию программы.

В начале января пресс-центр ОАО «АвтоВАЗ» сообщил, что в 2010 году предприятие реализовало 558,7 тысячи автомобилей, в том числе на внутреннем рынке - 517,1 тысячи машин, экспортировало - 41,6 тысячи. По сравнению с 2009 годом продажи автомобилей Lada в России увеличились на 48%. В декабре ВАЗ реализовал 52,6 тысячи машин: 49,6 тысячи в России и 3 тысячи за ее пределами. Однако большую часть роста продаж обеспечила государственная программа по утилизации старых автомобилей. Она была запущена в марте 2010 года в качестве антикризисной меры поддержки российских автопроизводителей. Ранее аналогичные программы действовали в США и ряде европейских стран. Согласно условиям, утвержденным Министерством промышленности и торговли РФ, за сданную в утиль машину старше 10 лет ее владелец получал сертификат на 50 тысяч рублей, который идет в зачет при покупке нового автомобиля.

Именно начало реализации программы обеспечило взрывной рост продаж автомобилей Lada весной 2010 года: в марте сбыт подскочил на 69,64% по сравнению с февралем (с 20,1 тысячи машин до 34,2 тысячи), в апреле - еще на 53,46% по отношению к марту (до 52,5 тысячи). По данным самого ВАЗа, в целом по итогам 2010 года в рамках утилизационной программы было реализовано 221,6 тысячи автомобилей (42,85% от общего объема продаж на внутреннем рынке). При этом в течение последних трех месяцев на долю «утиля» приходилось более половины продаж тольяттинского автозавода на внутреннем рынке. В декабре, судя по данным пресс-центра, в рамках программы было реализовано 27,2 тысячи автомобилей (54,76%). В ноябре на долю «утиля» приходилось 56,5% продаж, в октябре - 54,32%, в сентябре - 47,46%, в августе - 48,3%, в июле - 47,3%.

Одним из последствий активного использования утилизационной программы стало то, что в 2010 году наиболее продаваемыми моделями ВАЗа оказались наиболее дешевые Lada-2105 и Lada-2107. В прошлом году было реализовано 136 тысяч «классических моделей» (26,3% от общего объема продаж на внутреннем рынке). По сравнению с 2009 годом продажи «классики» выросли на 102,3%. На втором месте по объемам продаж - Lada Priora (125,6 тысячи, рост на 20,3%), на третьем - Lada Kalina (109 тысяч, рост на 79,4%). Любопытно, что в начале октября прошлого года руководство ВАЗа заявило, что в IV квартале 2010 года планирует реализовать 160 тысяч автомобилей (60 тысяч в октябре и по 50 тысяч в ноябре-декабре), из них порядка 40% (примерно 64 тысячи) - в рамках утилизационной программы. С учетом экспортных поставок продажи в IV квартале составили 161,7 тысячи автомобилей, однако на долю «утиля» пришлось примерно 82,5 тысячи машин (50,96%). По итогам первых трех кварталов 2010 года в рамках программы было продано 139,1 тысячи автомобилей (35,04% от общего объема продаж с учетом экспортных поставок).

Активность российских автопроизводителей привела к тому, что средства, выделенные правительством РФ на реализацию утилизационной программы, были израсходованы досрочно. 21 декабря 2010 года Министерство промышленности и торговли РФ завершило второй этап государственной программы по утилизации старых автомобилей. Первоначально на программу было выделено 10 млрд. рублей (200 тысяч сертификатов), однако спрос оказался настолько велик, что правительству пришлось увеличивать объем финансирования. 12 августа премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление о выделении дополнительного финансирования в размере 10 млрд. рублей на реализацию программы.

В бюджете на 2011 год также были предусмотрены расходы на продолжение утилизационной программы. Первоначально они были запланированы в размере 10 млрд. рублей, однако позже объем финансирования увеличили до 13,95 млрд. рублей. При этом уже 21 декабря Минпромторг начал использовать сертификаты, выделенные на реализацию программы в 2011 году. Впрочем, эксперты полагают, что в текущем году финансирование программы будет вновь увеличено, если будут наблюдаться признаки снижения спроса на российские автомобили. В первую очередь это будет касаться ВАЗА - крупнейшего российского автопроизводителя, получившего в разгар кризиса финансовую помощь в размере 75 млрд. рублей.

В тему: «Утиль перебрал»,

«ВАЗ "нарисовал" прибыль»,

«ВАЗ отрастил продажи»,

«ВАЗ распланировал "утиль"»,

«АвтоВАЗ прирастает утилем».

←Назад
Поделиться: