Новости Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
02.09.2010

АвтоВАЗ прирастает утилем

АвтоВАЗ прирастает утилем

1 сентября ОАО «АвтоВАЗ» сообщило о продолжающемся росте продаж: за восемь месяцев завод продал на внутреннем рынке 317,7 тысячи автомобилей Lada, в том числе 45,1 тысячи - в августе. Рост продаж позволил ВАЗу стать прибыльным, однако эксперты обращают внимание на зависимость продаж от госпрограммы по утилизации старых автомобилей и говорят о возможном снижении продаж осенью этого года.

1 сентября 2010 года ОАО «АвтоВАЗ» сообщило о результатах деятельности за восемь месяцев текущего года. Как сообщает пресс-служба предприятия, в январе-августе на внутреннем рынке было реализовано 317,7 тысячи автомобилей Lada (+31,6% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года). Еще 24,7 тысячи автомобилей было поставлено на экспорт, а общий объем продаж составил 342,4 тысячи машин. Правда, в августе ВАЗ впервые с начала года снизил ежемесячные объемы реализации. За последний летний месяц в России было продано 45,1 тысячи автомобилей, а с учетом экспорта - почти 48,9 тысячи. По сравнению с прошлым годом внутренние продажи вазовских автомобилей выросли на 55%, однако этот скачок в большей степени объясняется эффектом низкой базы кризисного 2009 года. По сравнению же с июлем реализация вазовских машин несколько снизилась - месяцем ранее автозавод продал на внутреннем рынке 51,8 тысячи машин.

По словам экспертов, росту продаж по-прежнему способствуют несколько факторов: общая стабилизация ситуация в России, восстановление автокредитования, но более всего - запущенная в марте этого года государственная программа по утилизации старых автомобилей. В общем объеме реализованных в этой программе автомобилей на долю ВАЗа приходится около 80%. Согласно данным самого автозавода, в августе 2010 года в рамках утилизационной программы было продано 21,8 тысячи автомобилей (48,3%), а в целом с начала действия этой антикризисной меры - 115,4 тысячи (36,3%). Причем доля продаж в обмен на «утиль» непрерывно растет: в июле за счет этой госпрограммы было реализовано 47,3% машин, а в целом за март-июль - 34,3%.

Вероятно, именно этой зависимостью ВАЗа от утилизационной программы объясняется то, что 12 августа 2010 года премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление о выделении дополнительного финансирования в размере 10 млрд. рублей на реализацию государственной программы по утилизации старых автомобилей. Предполагается, что субсидирование за счет бюджета позволит дополнительно продать 200 тысяч автомобилей. Первый этап программы стартовал в марте 2010 года. Она предполагала выдачу скидочного сертификата на сумму 50 тысяч рублей при утилизации машины возрастом более 10 лет. Сертификат шел в зачет части стоимости при покупке нового автомобиля. Впрочем, эксперты отмечают, что большая часть спроса в рамках утилизационной программы концентрируется в основном на самых дешевых и наименее современных моделях - «четверках» (Lada-2104), «пятерках» (Lada-2105) и «семерках» (Lada-2107). Для большинства автомобилистов, сдающих старые машины в обмен на чеки в 50 тысяч рублей, «пятерки» и «семерки» остаются единственным приемлемым по цене вариантом. Любопытно, что производство этих моделей ВАЗ уже начал сворачивать - Lada-2104 уже в сентябре будет передано на ОАО «ИжАвто», а с 2011 года там же будет запущена сборка Lada-2105/07.

Тем не менее, за счет роста продаж ВАЗу удалось выйти в прибыль по итогам семи месяцев 2010 года. 30 августа президент предприятия Игорь Комаров заявил, что «по РСБУ выручка АвтоВАЗа за 7 месяцев 2010 года составила 71,5 млрд. рублей, прибыль за июль - 636 млн. рублей». Ранее предприятию уже удалось с существенной прибылью завершить II квартал текущего года - она составила 1,97 млрд. рублей по российским стандартам бухгалтерской отчетности. Однако тогда итоговые результаты испортили убытки, понесенные заводом в I квартале 2010 года в размере 2,582 млрд. рублей. Поскольку по итогам I полугодия чистый убыток тольяттинского автозавода составлял 612 млн. рублей, то июльская прибыль позволила предприятию выйти по итогам 7 месяцев 2010 года в чистый плюс в размере 24 млн. рублей. Этот результат эксперты оценивают положительно, особенно на фоне тяжелого опыта эпохи кризиса: по итогам 2008 года чистый убыток ВАЗа составил 24,66 млрд. рублей, в 2009 году - 49,2 млрд. рублей.

Тогда же руководство ВАЗа утвердило производственный план до конца 2010 года. Как сообщает предприятие, всего предполагается выпустить 241,3 тысячи автомобилей: в сентябре предполагается выпустить 62,3 тысячи автомобилей, в октябре - 59,5 тысячи, в ноябре - 56,1 тысячи, в декабре - 63,4 тысячи. За счет этого топ-менеджмент завода рассчитывает получить чистую прибыль по итогам 2010 года. Однако многие эксперты сомневаются в выполнимости этих планов - изменение макроэкономической ситуации и начавшаяся стагнация в экономике страны может привести к сокращению продаж вазовских машин на внутреннем рынке, в то время как экспортные поставки явно не спасут завод.

Впрочем, способствовать росту продаж вазовских автомобилей может и ожидаемое введение пошлин на иномарки, о котором уже заявил Владимир Путин. Одним из последствий этого заявления стал очередной скачок котировок ценных бумаг ВАЗа - 31 августа они стали лидерами роста на российских биржах: обыкновенные акции подскочили в цене до 23,65 рубля (+17,66%), привилегированные - до 5,636 рубля (+15,04%). По данным газеты «Ведомости», в целом за две недели бумаги ВАЗа поднялись в цене на 89% и 65% соответственно, чему способствовало и информация о допэмиссии акций завода, после которой более 43% будет сконцентрировано у госкорпорации «Российские технологии» (сейчас - 25%).

См. также «ВАЗ вышел в чистую прибыль»,

«До конца года ВАЗ выпустит 240 тысяч машин»,

«АвтоВАЗ становится прибыльным»,

«ВАЗ продал в июле 55 тысяч автомобилей»,

«"Классику" сбросили в Ижевск»,

«Авторынку жара не помеха».

«Старье подешевело»,

«"Утилю" добавили денег»,

В тему: «Путин выделил на ОЭЗ 7 млрд. рублей»,

«Первый пошел»,

«Льготное автокредитование зафиксируют».

←Назад
Поделиться: