Особое мнение
18.03.2020

Немного «вирусной» статистики и истории

По последним данным (на 13:21 18 марта) количество выявленных больных коронавирусом Covid-19 во всем мире превысило 200 тысяч человек и составило 200071 человек, умерших - 7993. То есть летальность (которую в СМИ любят обзывать уровнем смертности, что с терминологической точки зрения совершенно неправильно) в среднем по миру составила 3,995% (для тех, кто не любит проценты - из 25 выявленных больных умирает 1). При этом еще недавно она составляла около 2% (1 из 50-ти). Хуже всего, если верить статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ситуация в настоящее время выглядит в Италии - 31506 больных, 2503 умерших, летальность - 7,945% (из 25 выявленных больных умирают 2). В Китае, ставшем источником заразы, ситуация на данный момент выглядит куда лучше - 80906 больных, 3237 умерших, летальность - 4,001% (1 из 25-ти). В Иране, третьей по количеству выявленных больных стране мира, летальность почти посередине между Китаем и Италией - 6,110% при 16169 выявленных больных и 988 умерших (примерно 1 умерший из 16 больных).
При этом статистика по всем странам, охваченных пандемией, показывает, что через несколько недель после ее начала кривая летальности резко идет вверх - на мой взгляд, в первую очередь потому, что исчерпываются свободные (не занятые ранее поступившими пациентами) аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ), без которых большинство тяжелых больных просто обречены. Врачам приходится выбирать, кого еще можно попробовать «вытянуть», а кому «без вариантов» придется умирать. При этом надо понимать, что количество аппаратов ИВЛ в любой больнице ограниченно, и большая часть их занята другими пациентами. Так что в дальнейшем, скорее всего, показатель смертности вырастет еще больше. Не удивлюсь, если к маю-июню в официальной статистике ВОЗ он достигнет уровня 6-7% (хотя в данном случае очень хотелось бы ошибиться). Собственно, жесткие карантинные меры, которые многих так возмущают (особенно адептов секты «Свидетели Психоза» и культа «Всемирного заговора»), как раз и призваны максимально «сплющить» пик заражений - без карантинных мер количество заболевших наверняка было бы в разы (а то и на порядки) выше, и количество умерших - как минимум во столько же раз больше.
Статистика по Китаю у многих вызывает скепсис, однако «других писателей у меня для вас нет, работайте с этими». При этом следует понимать, что если китайская статистика «чего-то не договаривает», то и общее количество заболевших, и уровень смертности могут быть существенно выше. В то же время нельзя не отметить крайне важный нюанс - в силу особенностей своей госсистемы Китай имел возможность ввести жесткие карантинные меры в самом начале эпидемии, в то время как именно в Италии (судя по переписке с моими русскоязычными ФБ-френдами, проживающими в этой стране, и их комментариям в том же ФБ) поначалу старательнее всего плевали на карантин и прочие меры. Так что совет «не плюй против ветра» иногда имеет крайне высокую эффективность. Хотя свое влияние на показатели не могло не оказать и бОльшая по сравнению с Китаем доля пожилого населения (в возрастной группе «65+» во всех странах фиксируется наиболее высокая смертность).
Правда, к настоящему времени ситуация изменилась - судя по той же переписке и публикациям в СМИ, Италия перешла на откровенно «осадное положение». Гражданина, вышедшего на улицу без весомой причины (купить продукты или лекарства, выгулять собаку, добраться до работы, если ты работник жизнеобеспечивающего предприятия или больницы) могут оштрафовать на весьма приличную даже по итальянским меркам сумму. Более того, сейчас при выходе из дома житель Италии должен взять подписанную им бумагу о том, что у него нет признаков заражения коронавирусом. И в ситуации «а если найду» решившему прогуляться больному грозит до 12 (двенадцати!) лет тюрьмы. К разного рода жестким и даже драконовским мерам одна за другой переходят и другие страны мира - от Испании и Франции (где тоже поначалу много шутили по поводу ситуации в Италии) до Доминиканской республики. И делают они это явно не из-за того, что «начитались советских газет до завтрака».
Естественно, что многие граждане, напуганные размахом события и раздраженные уже введенными или готовящимися к введению драконовскими мерами, норовят сравнивать Covid-19 с ранее известными заболеваниями и прежними эпидемиями. Ради интереса я просмотрел статистику по нескольким таким ситуациям, которые мне представляются наиболее интересным по одному из двух параметров - количество заболевших или уровень смертности.
1. «Свиной» (он же «мексиканский») грипп, пандемия в 2009 году. По данным ВОЗ, умерло около 18,5 тысячи человек, более поздние независимые исследования называют цифры от 203 до 400 тысяч человек. Однако в условиях крайне широкого распространения заболевания (по разным оценкам, этим штаммом переболело от 10% до 30% всего тогдашнего населения Земли) итоговый уровень смертности оказался даже ниже, чем у сезонного гриппа (при самом негативном варианте не более 1 умершего на 1750 больных). Насколько я понимаю, такой «результат» был связан с тем, что «свиной грипп» хорошо поддавался существовавшей в то время антивирусной терапии, была быстро выработана вакцина, а сам штамм, возможно, быстро мутировал, став менее высоколетальным (то есть не столь убойным). Исследования Harvard Medical School показали, что очень большое количество заражений не было диагностировано, в связи с чем реальный уровень летальности составил от 0,007% до 0,048%. Откуда Росстат взял фантастическую оценку летальности 17% (которую затем начали тиражировать российские СМИ), лично для меня до сих пор остается загадкой - таких цифр нет ни в одном исследовании, которые мне удалось откопать. Даже на начальном этапе пандемии летальность была менее 1,2% (2600 умерших из 255 тысяч заболевших). Не исключено, что в дальнейшем таким же образом изменятся и оценки летальности нового штамма коронавируса, однако пока это только теория.
2. Привычный нам сезонный грипп. Летальность в развитых и развивающихся странах составляет в среднем 0,1% (то есть 1 умерший на 1000 больных), в зависимости от страны и «набора» конкретных штаммов показатель может колебаться в диапазоне 0,05-0,2% (от 1 на 2000 больных до 1 на 500 больных).
3. «Гонгконгский грипп», пандемия 1968-1969 годов. Летальность оценивалась в разных исследованиях в 0,2-0,7% (от 1 умерший на 500 больных до 1 на 140 больных). Примерно такие же показатели были у «азиатского гриппа» (пандемия 1957-1958 годов). Однако из-за крайне широкого распространения этих заболеваний общее количество умерших в итоге этих двух пандемий составляет, по разным оценкам, от 1,1 млн. человек до 6 млн. человек. С учетом того, какой путь за последние 50-60 лет проделала и медицина как наука, и системы здравоохранения (развитых и развивающихся стран), в современных условиях летальность этих штаммов явно была бы еще ниже.
4. Испанский грипп, он же «испанка», 1918-1919 годы. Данные очень сильно разнятся - в разных исследованиях называются цифры от 20 до 100 миллионов умерших, уровень смертности оценивается в 10-20% (то есть умирал каждый десятый \ пятый заболевший). На первый взгляд на этом фоне наш коронавирус кажется детской шалостью, однако есть несколько крайне важных нюансов:
А). Более низкий (я бы даже сказал, несопоставимо более низкий) уровень развития медицины 100 лет назад. Вирусология в то время была еще в самом зачаточном состоянии, хотя первые исследования вирусов начались еще в конце 19 века, а уж об аппаратах ИВЛ даже мечтать не приходилось.
Б). Более низкий (опять же я бы сказал, несопоставимо более низкий) уровень доступности медицинских услуг для населения (что, впрочем, не мешало умирать от «испанки» и богатым).
В). Крайне высокая скученность людей (действующие армии на фронтах, резервы в тылах, лагеря начальной военной подготовки и пересыльные пункты, лагеря для беженцев, лагеря для военнопленных и так далее), а также и постоянные перемещения в больших масштабах (вывоз раненных и отпускников с фронтов, доставка свежих пополнений, а заодно боеприпасов, амуниции и прочего, перемещение лагерей беженцев и военнопленных, послевоенная мобилизация и тому подобное), что делало соблюдение каких-либо карантинных мер откровенной фантастикой.
Г). Иной уровень «санитарных норм». Хотя содержимое ночных горшков выплескивать в окно на улицу было уже не принято, в плане антисанитарии города Европы и Советской России образца 1918-1919 годов сильно отличались от современных. А о соблюдении гигиены в окопах под обстрелами и говорить нечего. Впрочем, и в промежутках между обстрелами тоже. «Георг, на фронте ты моей ложкой бобовый суп хлебал, когда мне удавалось выкрасть его с походной кухни. А ложку я прятал за голенище грязного сапога и никогда не мыл».
Д). Более сильное (гораздо более сильное) влияние религии на повседневную жизнь. Практически во всех странах, переживших «испанку», сохранились истории о том, как жители селений и небольших городков, послушавших местных священников, собирались в церквях, молились, целовали иконы и мощи святых, и в итоге вымерли поголовно, потому что лучшего способа для распространения вирусов такого типа придумать сложно.
Одним словом, сравнения Covid-19 с «испанкой» банально не учитывают крайне существенные различия в условиях, в которых протекали эти пандемии. Склонен полагать, что попади «наш коронавирус» в апрель 1918 года, он по количеству смертей переплюнул бы «испанку». Это, разумеется, сугубо умозрительное заключение из раздела «если бы у бабушки...», но вполне обоснованное.
5. Геморрагическая лихорадка Эбола. Как следует из данных ВОЗ, смертность при последней вспышке в 2014-2015 годах составила 39,508% (11315 умерших из 28640 выявленных больных). Однако практически все случаи заболевания произошли в трех африканских странах, где уровень антисанитарии можно сравнивать разве что со средневековой Европой времен «черной смерти», да и количество заболевших намного меньше, чем выявленных больных с Covid-19 к настоящему времени. Кстати, именно из-за потрясающей антисанитарии и отсутствия медицины в современном смысле слова бессмысленно сравнивать «наш коронавирус» с чумой 14 века.
6. «Птичий грипп». Само заболевание именно как птичья зараза было известно еще с конца 19 века, а первый случай заражения человека был зафиксирован в 1997 году. Уровень смертности - около 53% (по этому показателю - один из претендентов на звание «Король-убийца»). Однако общее количество заболевших с 1997 года составляет всего несколько сотен человек (самая «страшная версия» - 861 зараженный, 455 умерших, летальность 52,846%) в основном благодаря тому, что случаев заражения между людьми не было, и подцепить эту заразу можно было только от больных птиц (в связи с чем ВОЗ и настояло на уничтожении птиц в эндемичных районах).
На мой взгляд, и выкладки статистические, и статистико-исторические показывают, что, как ни крути, Covid-19 - проблема очень серьезная. От своих предшественников новый штамм отличается тем, что сочетает довольно высокую вирулентность и довольно высокую летальность, то есть и весьма «заразительный», и довольно «убойный» одновременно. При этом имеющиеся лекарства (включая препараты, разработанные для лечения других штаммов коронавируса) особого эффекта в лечении Covid-19 не дают.
Так что с одной стороны, страх и раздражение многих соседей по планете Земля по поводу «нашего коронавируса» вполне понятны, но попытки ее игнорировать могут дорого стоить. Поэтому иной раз хочется процитировать героя Аль Пачино из «Адвоката Дьявола» - «Перестань быть таким тупоголовым, хватит заниматься самообманом», а недавно опубликованное интервью одного отечественного медработника, рассуждавшего о том, что дополнительно закупаемые аппараты ИВЛ после пандемии будут стоять пылиться, вызывает желание ввести в оборот вслед за выражением «оборотни в погонах» еще и выражение «вурдалаки в белых халатах».
С другой стороны, накрываться простыней и ползти на кладбище или бегать по улице с криками «мы все умрем!» тоже явно не следует, а следует придерживаться элементарных мер «антивирусной контрацепции»:
1. Не ходить без крайней необходимости в места массового скопления людей, будь то рестораны, кинозалы или церкви;
2. Приходя с улицы домой, в обязательном порядке мыть руки и дезинфицировать их (особенно после похода в магазин или поездки на общественном транспорте) либо соответствующими средствами, либо медспиртом, либо на безрыбье - просто водкой или любой другой спиртосодержащей жидкостью вплоть до знаменитой настойки боярышника. В наше время фраза "Установлено, что за все это время не меньше одиннадцати тысяч человек пошли на казнь, лишь бы не подчиняться повелению разбивать яйца с острого конца" звучала бы так: "Стало известно, что 15 тысяч человек пошли на смерть, лишь бы отстоять свое демократическое право не мыть руки";
3. Носить маски, а их, в свою очередь, регулярно (хотя бы ежедневно) либо заменять на новые, либо стирать при высокой температуре воды;
4. Сделать запасы продуктов длительного хранения. Закупаться как перед началом Столетней войны не стоит, но сформировать резерв на 2-3-4 недели имеет смысл - и на случай жесткого карантина, и банально для того, чтобы в дальнейшем пореже появляться в ТЦ и магазинах;
5. Если вы живете с родителями или пожилыми родственниками либо часто с ними общаетесь лично - быть особенно осторожными, а личные контакты свести к минимуму, потому что среди лиц старше 65 лет уровень смертности в разных странах достигает 15 и даже 20% (простите за цинизм, но это не вирус, а мечта Пенсионного фонда РФ).
6. Ни в коем случае не целовать иконы, качельки, «песок, по которому ты ходила» и любые другие непродезинфицированные предметы;
7. При введении карантина соблюдать его требования - как уже было написано выше, «плевки против ветра» в наше время могут обойтись очень дорого.
И в заключение, опять же простите за цинизм, - всем крепкого здоровья.
А о том, «что же будет с Родиной и с нами», то бишь с мировой экономикой вообще и российской в частности, в следующий раз.
Илья Липкинд,
главный редактор информационного агентства «Саминвестор».
PS Проклятия и пожелания можно оставить в любом из этих мест:
lipkind.livejournal.com,
facebook.com/ilya.lipkind,
vk.com.

←Назад
Поделиться: