Особое мнение
13.02.2018

ЦБ смягчался не спеша

В конце прошлой недели российский центробанк принял решение снизить ключевую процентную ставку на четверть процентного пункта - до 7,5 процента годовых. Решение оказалось на редкость ожидаемым - из 36 опрошенных агентством Блумберг аналитиков 32 прогнозировали именно такое решение.

К снижению ставки ЦБ подталкивает замедление инфляции. Если верить Росстату, в январе темпы роста потребительских цен в очередной раз обновили рекорд за всю постсоветскую историю, составив 2,2 процента в годовом выражении при целевом уровне ЦБ 4 процента. Также регулятор отмечает, что одновременно ослабли и инфляционные ожидания населения, и краткосрочные риски.

При этом экономика в последнее время явно не хочет выполнять прогнозы Министерства экономического развития и ЦБ. Согласно предварительным данным Росстата, в 2017 году ВВП вырос на 1,5 процента, что неплохо после рецессии 2015-2016 годов, но явно хуже прогноза Минэкономразвития о росте на 2,1 процента. При этом по расчетам Внешэкономбанка ситуация на самом деле еще хуже - ВВП вырос лишь на 1,4%, а во втором полугодии в России наблюдалась техническая рецессия, то есть снижение ВВП в поквартальном исчислении два квартала подряд. Правда, очень слабая - в третьем квартале ВВП снизился на 0,1 процента по сравнению со вторым кварталом, а в четвертом - на 0,2 процента по сравнению с третьим.

В то же время ЦБ не мог не учитывать возросшую волатильность на мировых рынках, и в первую очередь на рынке нефти. Европейский эталонный сорт нефти Брент с конца позапрошлой недели упал в цене на 10 процентов, а по сравнению с достигнутым в конце января трехлетним максимумом - более чем на 11. А это чревато ослаблением рубля, которое может усилиться при более быстром снижении ставки ЦБ.

При этом регулятор продолжает игнорировать влияние динамики реальных располагаемых доходов населения и на инфляцию, и на темпы роста экономики. Если раньше в сообщениях ЦБ иногда проскакивали фразы о том, что отход населения от сберегательной модели поведения грозит достижению целей по инфляции, то сейчас регулятор об этом не вспоминает. Оно и понятно - по данным Росстата, в прошлом году доходы населения упали еще на 1,7 процента, поэтому даже с учетом роста розничного кредитования существенного повышения потребительской активности ожидать не стоит. Однако в 2018 году это, как и в предыдущие четыре года, в равной степени будет тормозить темпы роста и потребительских цен, и экономики.

Илья Липкинд, директор информационного агентства «Саминвестор», для «Бизнес ФМ Самара», 13.02.2018.

←Назад
Поделиться: