Особое мнение
18.04.2017

Натаргетируют до дефляции и стагнации

На этой неделе министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что жесткая денежно-кредитная политика Центробанка является риском для роста экономики России, которая и так чувствует себя не лучшим образом. Кроме того, это может привести к замедлению инфляции ниже 3 процентов к концу года. Впрочем, эффект может быть и хуже - аналитики «Бэнк оф Америка» еще в марте 2015 года говорили о том, что через 2-3 года жесткая ДКП приведет к дефляции в России, а месяц назад о том же говорили и отечественные экономисты.

Для экономического роста снижение цен не слишком полезно, что хорошо видно хоть на примере Великой Депрессии, хоть на более современном примере Японии, чья экономика последние четверть века растет в разы медленнее, чем в 60-80-е годы. К тому же высокая ключевая ставка ЦБ приводит к чрезмерному укреплению рубля, которое не выгодно ни бюджету, ни экспортерам, ни компаниям, работающим в сфере импортозамещения. При этом если в пиковый период инфляции в начале 2015 года ключевая ставка оказывалась даже ниже темпов роста потребительских цен, то сейчас, если верить данным Росстата, ставка на 5,5 процента выше уровня инфляции - 9,75 процента против 4,25 процента в годовом выражении в марте.

Впрочем, снижение ключевой ставки ЦБ может оказаться не столь уж и полезным для экономики. Во-первых, в России на госсектор приходится до 60-65% экономики, а уровень конкуренции в большинстве отраслей невысок, что ставит под вопрос эффективность инфляционного таргетирования в принципе. ЦБ ранее уже оправдывал очередной отказ от снижения ключевой ставки тем, что банки и так снижают ставки по кредитам из-за низкого спроса и профицита ликвидности. Во-вторых, опыт той же Японии показывает, что даже в высококонкурентных экономиках в этом плане не все гладко.

В-третьих и в главных, в замедлении инфляции в последние полтора года наибольшую роль играет самое длительное с середины 1990-х годов падение реальных доходов населения, что пару раз признавал и сам ЦБ, а также укрепление рубля, которое параллельно провоцирует рост импорта, что для экономического роста опять же не на пользу. В самом регуляторе надеются на рост инвестиций и восстановление потребительского кредитования. Однако отсутствие устойчивого повышения доходов населения и сохранение сберегательной модели поведения у значительной части россиян будут еще долго сказываться и на уровне инфляции, и на динамике ВВП независимо от ЦБ и Минэкономразвития.

Илья Липкинд, директор информационного агентства «Саминвестор», для «Бизнес ФМ Самара», 14.04.2017.

←Назад
Поделиться: