Особое мнение
03.08.2009

Кто подставил АвтоВАЗ?

Ситуация на крупнейшем российском автопроизводителе - ОАО «АвтоВАЗ» - в последний месяц резко обострилась. Вслед за статьями о второй в этом году месячной остановке конвейера ВАЗа, массовых сокращениях и возможном банкротстве завода печатные и интернет-СМИ, блоги и форумы запестрели сообщениями о появлении в Тольятти бойцов спецподразделения «Зубр», базирующегося в Подмосковье, и дополнительных частей МЧС, привычных к подавлению гражданских беспорядков. Многочисленные источники изданий, начиная с сотрудников городского УВД, особо не скрывают, что в Тольятти стягиваются дополнительные силы и спецтехника, применяемая при подавлении массовых беспорядков. На волне паники перед ожидаемой 6 августа акцией протеста работников ВАЗа дисконт по векселям предприятия в ночь с 23 на 24 июля поднялся с 30% до 50-60%.

Работников ВАЗа понять можно - просидев весь январь в отпуске с выплатой 2/3 зарплаты, а затем проработав еще полгода в полсилы, рабочие оказались перед фактом - еще месяц просидеть с неполной зарплатой, а затем еще полгода работать меньше чем вполсилы, но уже без компенсации за вынужденный простой. Менеджмент ВАЗа пытается таким образом оптимизировать издержки завода, но рабочим, у многих из которых не только семьи, но и ипотека, автокредиты, потребительские кредиты, от этих мыслей легче не становится.

Однако если присмотреться, можно заметить странную особенность - активность и жесткость нападок в последний месяц несравнима даже с акциями протеста жителей Приморья против увеличения пошлин на подержанные иномарки. Большинство публикаций (включая такие издания, как газеты «Понедельник» и «Хронограф Тольятти») настойчиво и зачастую утрированно проводили мысль о крахе ВАЗа и его нынешней команды управления, о социальном взрыве, ждущем Тольятти и города, в которых расположены вазовские поставщики. Зажигательные заголовки в стиле «АвтоВАЗ готовится к бунту», «Кровавое воскресенье» Тольятти», «Французы выполнили свою задачу - угробили завод» притягивают читательскую аудиторию, как магнит железо. Эти же мысли в более сглаженной форме постоянно фигурировали в многочисленных статьях в федеральной прессе (начиная с «Ведомостей» и заканчивая порталом Slon.ru), а затем многократно дублировались в социальных сетях и блогах. Масла в огонь подлили стартовавшие с подачи источников «Интерфакса» сообщения о сокращении ¼ численности работников ВАЗа. Общий посыл статей хорошо выражен в одной из публикаций на Slon.ru: «Жаль, что расплачиваться за этот опыт придется простым рабочим, для которых государство уже приготовило «успокоительное» - тот самый отряд милиции особого назначения МВД РФ «Зубр».

Если повнимательнее вчитаться в эти публикации, то создается впечатление, что ситуация вокруг ВАЗа накаляется искусственно - не всегда очень умело, но зато очень настойчиво. Причем в качестве площадок для подобных публикаций использовались как региональные и федеральные СМИ (в первую очередь, конечно, тольяттинские), так и сети Web2.0.

Первый возникающий после такого вывода вопрос: кому это может быть выгодно? Условно группы влияния, заинтересованные в ВАЗе, можно разделить на 4:

1.   Органы власти (мэрия Тольятти, областное правительство, правительство РФ);

2.   Госструктуры (госкорпорация «Российские технологии», которая на пару с ИК «Тройка Диалог» контролирует 50% акций);

3.   Собственно топ-менеджмент предприятия;

4.   Частные структуры, сотрудничающие с предприятием, из которых наиболее влиятельными являются группа «СОК» и «Объединенные автомобильные технологии».

Первую из групп заподозрить в целенаправленном заострении ситуации вокруг ВАЗа сложно. В качестве оправданий за плохую деятельность мэрии и облправительству вполне достаточно кризиса (а облправительству - еще и небывалой засухи). Разжигать «большой костер», который сами они погасить явно не в состоянии ни кнутом, ни пряником, не в их интересах. Для федеральных властей особого повода нет - для показательного урока потенциальным «бунтовщикам» вполне подошел бы Пикалево, однако туда вместо спецназа отправился Владимир Путин. Да и год не 1962, а Тольятти - не Новочеркасск.

Госструктурам дополнительная «отмазка» также особых выгод не несет, поскольку «отдуваться» за неудачи перед премьером и президентом все равно придется. Да и сложно себе представить руководство тех же «Ростехнологий», устраивающее бунт на фактически собственном предприятии.

При этом во многих публикациях достаточно часто упоминается группа «СОК» - владелец ряда крупных поставщиков и дилеров ВАЗа. Любопытно, что группа «СОК» - та самая структура, которая в 2005-2006 гг. была «выдавлена» с ВАЗа после смены руководства автозавода. Бенефициар группы Юрий Качмазов официально выступал в июне со своим планом антикризисной реорганизации ВАЗа, предусматривавшей возвращение менеджеров группы к управлению завода. Нелишне вспомнить, что поставщики ВАЗа, контролируемые СОКом, находятся в настоящее время в тяжелом финансовом положении, в том числе из-за задолженности со стороны тольяттинского предприятия, продажи дилеров упали вдвое, а крупнейший автомобильный актив группы - ОАО «ИЖ-авто» - фактически стоит после неудавшейся продажи его тому же ВАЗу. Примечательно и то, что массовая кампания в прессе стартовала, по оценкам экспертов в области PR, вскоре после выступления Юрия Качмазова на годовом собрании акционеров ВАЗа, которое состоялось в конце июня 2009 года. Любопытно, что именно эти вопросы то и дело всплывают в проанализированных публикациях, в том числе в растиражированных выступлениях ветерана ВАЗа Юрия Целикова (до того появлявшегося в прессе значительно реже). В самой группе «СОК» прокомментировать эти выводы не смогли, сославшись на то, что «вопросы непонятные».

Впрочем, эта кампания (плавно набиравшая обороты в течение месяца и достигшая «точки кипения» к концу июля) может уже в ближайшее время привлечь самое пристальное внимание правоохранительных органов. Вменить что-либо по суду в таких случаях не так уж просто, однако при желании возможно все.

Илья Липкинд,

Специально для портала Saminvestor.Ru.

←Назад
Поделиться: