Особое мнение
13.07.2009

Кто устроил «черный понедельник»?

P. $.
Какие налоги платят в июле

до 14 июля - налог на прибыль организаций с государственных и муниципальных ценных бумаг;

до 15 июля - единый социальный налог (ЕСН) за I полугодие, акцизы за май, налог на доходы физических лиц за предыдущий год;

до 20 июля - налог на добавленную стоимость (НДС);

до 27 июля - акцизы за июнь;

до 28 июля - налог на прибыль организаций;

до 30 июля - налог на имущество организаций;

до 31 июля - земельный налог за I полугодие, налог на добычу полезных ископаемых за июнь, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов за II квартал, транспортный налог за предыдущий год и II квартал текущего года.

Источник: www.r71.nalog.ru.

13 июля рубль устроил «черный понедельник», поставив очередной рекорд по скорости падения - доллар вырос на 1,02 рубля, евро - на 1,33 рубля. Примечательно, что и до этого валюты укреплялись: в течение предыдущей недели доллар укрепился на 91 копейку, евро - на 77 копеек. Многие эксперты еще в мае (и даже в апреле) предсказывали новый виток девальвации рубля. Однако настолько «черного понедельника» не ожидал практически никто. Любопытно, что в пятницу помощник президента Аркадий Дворкович заявил телеканалу Russia Today, что «на этот раз предпосылок для девальвации нет», а несколькими днями ранее глава ЦБ Сергей Игнатьев заявил, что считает «вторую волну» кризиса крайне маловероятной. Уже привыкшие к успокаивающим речам капитанов тонущих кораблей с конца 1980-х гг., граждане вряд ли смогли бы достаточно спокойно отреагировать на подобные заявления. Тем более что осенью тот же Дворкович заявлял, что «небольшое снижение курса рубля возможно..., резкой девальвации однако не будет».

Обычный русский вопрос «кто виноват?» пока остался без ответа. Но предположений  хватает. Так, вполне логичным кажется версия о фиксации прибыли сырьевыми спекулянтами после падения цен на нефть и перевод высвободившихся средств в валюту. К 10 июля нефть упала ниже $60 за баррель, и оснований для ее роста пока не предвидится. Однако цена на нефть снижалась и ранее, но не с такими катастрофическими последствиями.

Прощающимся с нефтяными фьючерсами спекулянтам могло посодействовать и население, «ободренное» выступлениями официальных лиц на фоне прямо противоположных прогнозов многих экспертов. Не стоит забывать, что в настоящее время спекулятивный фактор все же уступает началу 2009 года - и банки, и население за полгода кризиса успели изрядно «поиздержаться». Так что списывать столь мощный скачок только на спекулянтов и примкнувших к ним простых граждан, пожалуй, будет слишком лестно и для первых, и для вторых.

Другая версия отводит роль главных действующих лиц крупным корпорациям и опять же банкам. К столь существенному падению курсов привела начавшая скупка валюты крупными игроками в преддверии начала выплат по валютным корпоративным кредитам, полученным до кризиса российскими банками и компаниями на Западе. Любопытно, что еще на прошлой неделе среди трейдеров ходили слухи о неком «крупном банке», скупающем валюту для своего клиента. Однако нельзя не заметить, что большая часть корпоративных погашений приходится на август и осень 2009 года, поэтому для середины июля скупка валюты выглядит чересчур интенсивно.

Конечно, в сумме эти факторы могли оказать определенное влияние, но все же не настолько серьезное. При этом скачок валют произошел в разгар периода налоговых платежей. В этот период спрос на рубли традиционно растет, а соответственно, растет и курс. Это хорошо видно на примере июля 2008 года - к 16 июля доллар, уже пораженный вдобавок кризисом, достиг минимального значения к рублю в новейшей финансовой истории России (23,1255 рубля за $1) и не поднимался выше 23,5 рубля до начала войны в Южной Осетии. Конечно, налогов сейчас платят намного меньше, чем год назад, но все же задавить спрос на рубли мог либо возникший практически одновременно невероятно большой спрос на валюту, которому ЦБ не смог противостоять, либо...

Либо этот скачок был допущен вполне сознательно всеми теми, кто должен был его не допустить, включая ЦБ. Пожалуй, только ЦБ мог выбросить на рынок (причем не напрямую) такое количество рублевой массы, что «задавил» спрос на рубли со стороны налогоплательщиков. Не исключено, что эта масса была «свеженапечатанная». Причины могут быть разные - рост курсов валют выгоднее как минимум в двух случаях. С одной стороны, с осени прошлого года падает собираемость налогов, особенно налога на прибыль. В немалой степени в связи с этим в июне дефицит федерального бюджета увеличился более чем в два раза по сравнению с маем - с 4 до 8,8% ВВП. Вполне возможно, что данный скачок курсов является подготовкой к конвертации в рубли части средств Стабфонда или других валютных госзапасов с целью покрыть дефицит бюджета. С другой стороны, нельзя исключать и крупных валютных поступлений в адрес бюджета или крупнейших компаний с госучастием. В обоих случаях чисто экономическая выгода от конвертации валюты в рубли по более высокому курсу очевидна. Конечно, с этой точки зрения можно ожидать, что через несколько дней ажиотаж спадет и налоговый спрос на рубли дополнит коррекцию. После этого останется только в очередной раз переложить вину на банкиров, спекулянтов и так далее. Однако заметного отката валют может и не произойти - властям выгодно допустить ослабление рубля, поддержав тем самым экспортеров, а также посодействовав наполняемости бюджета. Ну а населению, покупающему импортные товары, придется потерпеть. Кроме того, ЦБ не раз критиковали за политику «плавной девальвации» - может быть, теперь ЦБ ответил критикам более «резким тоном».

Илья Липкинд,

специально для портала Saminvestor.Ru.

←Назад
Поделиться: