Самара Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
15.02.2011

Греф «достал» Качмазова

Греф «достал» Качмазова
P. $.
Становление «СОКа»

Бизнес СОКа начинался в 1994 году с продажи автомобилей ОАО «АвтоВАЗ» благодаря связям основного бенефициара группы Юрия Качмазова с руководством «АвтоВАЗа». В 1998 году СОК занялся производством автомобилей на мощностях бывшего завода «Луч» в Сызрани (сейчас - завод «РосЛада»). В 1998-2006 гг. группа приобрела примерно 40 предприятий, в том числе ОАО «Пластик», ОАО «Ижмаш-Авто», где с 2005 года запущено производство Kia-Spectra, «Автосвет» (г. Киржач Владимирской области), Димитровградский и Скопинский автоагрегатные заводы, ОАО «ВазИнтерСервис», ОАО «Барнаултрансмаш», ЗАО «Самарские автомобили», ОАО «АвтоВАЗтранс», ОАО «Волгомост», ОАО «Самарадорстрой», Белебеевский кирпичный завод, «Самарская общестроительная корпорация», ООО «Самарские оконные конструкции» и другие. Близкое к руководству группы «СОК» ООО «Новая земля» оформило на себя крупные земельные участки в Ставропольском районе, в том числе ту землю, на которой находится часть производственных цехов ОАО «АвтоВАЗ». СОК действовал в сфере производства автомобилей и комплектующих к ним, продаж автомобилей, строительства, производства стройматериалов, индустрии отдыха и развлечений и так далее. По данным «Эксперт-РА», СОК в 2006 году занимал 35-е место в списке крупнейших компаний России.

14 февраля следственный комитет МВД сообщил, что объявил в федеральный розыск бенефициара группы «СОК» Юрия Качмазова и еще четырех топ-менеджеров. Все они обвиняются в выводе активов и преднамеренном банкротстве ОАО «ИжАвто» в рамках дела, возбужденного по заявлению основного кредитора завода - ОАО «Сбербанк России».

Конфликт между ОАО «Сбербанк России» и самарской группой компаний «СОК» разгорелся еще весной 2009 года. Причиной его стала остановка производства на ОАО «ИжАвто» из-за падения продаж во время кризиса. К этому времени Сбербанк являлся крупнейшим кредитором автозавода, а «СОК» - его основным собственником. Впрочем, к сентябрю 2009 года, когда в отношении ОАО «ИжАвто» была начата процедура банкротства, группа «СОК» уже вышла из состава акционеров предприятия, продав его акции менеджменту завода. Позже структура его собственности была «закольцована» по схеме, ранее примененной на ОАО «АвтоВАЗ»: к августу 2010 года 75% акций ижевского «ИжАвто» принадлежало его же дочерним компаниям. По неофициальной информации, эта сделка принесла группе «Сок» около $200 млн.

17 сентября 2010 года глава Сбербанка Герман Греф (на фото) заявил, что кредитное учреждение намерено привлечь группу «СОК» к уголовной ответственности за мошенничество. По словам Грефа, менеджмент группы вывел часть активов предприятия. «Мы не простим тем людям, которые допустили мошеннические действия, эту ситуацию. Мы будем делать все, чтобы привлечь их к уголовной ответственности», - заявил Герман Греф в одном из интервью и добавил: «Думаю, что им заниматься бизнесом в стране дальше будет очень непросто». Любопытно, что топ-менеджмент группы эти обвинения опровергал, хотя к этому времени по результатам проверки Генпрокуратуры РФ уже было возбуждено уголовное дело по признакам преднамеренного банкротства «Ижавто».

При этом к декабрю 2010 года общая задолженность «ИжАвто» составляла примерно 13 млрд. рублей, из них 9,2 млрд. рублей приходилось на долю ОАО «Сбербанк России». 17 декабря Герман Греф, руководитель госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов и президент ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров подписали меморандум о развитии «ИжАвто». В соответствии с ним ВАЗ в 2011 году должен был приобрести 100% долей участия в ООО «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ), на которую предполагалось зарегистрировать имущество «ИжАвто». ОАГ полностью контролировалась ООО «Сбербанк Капитал», которое в свою очередь является 100-процентной «дочкой» Сбербанка.

14 февраля 2011 года следственный комитет МВД сообщил, что объявил в федеральный розыск основного владельца «СОКа» Юрия Качмазова и еще четырех топ-менеджеров группы - президента «СОКа» Андрея Фролова, первого вице-президента Юрия Амелина, бывшего генерального директора «ИжАвто» Михаила Добындо и и экс-директора по экономике и финансам «ИжАвто» Евгения Страхова. Как сообщает газета «Ведомости», Добындо находится под подпиской о невыезде и сотрудничает со следствием, в то время как местонахождение остальных четверых неизвестно. По неофициальной информации, Качмазов находится в Объединенных Арабских Эмиратах, куда он отбыл еще в сентябре 2010 года, вероятно, вскоре после заявления Германа Грефа.

Дело по ст. 196 УК РФ («Преднамеренное банкротство») было возбуждено еще летом 2009 года по заявлению Сбербанка. До этого проверку на «ИжАвто» проводила Счетная палата РФ. Сейчас в деле фигурируют факты вывода с «ИжАвто» активов на общую сумму примерно 6,7 млрд. рублей. По версии следствия, часть средств, полученных в виде кредитов в Сбербанке, была выведена на счета офшорных компаний. Кроме того, при продаже акций предприятия ему самому «СОК» в качестве оплаты получил все товарные остатки, хотя покупателями акций выступали компании, владельцами которых числились сначала менеджеры завода, а потом зарегистрированные на Кипре офшоры. Кроме того, в собственность «СОКа» перешли акции дочерних обществ. После завершения этих сделок «ИжАвто» начал процедуру банкротства.

В результате, как сообщает газета «Коммерсантъ», более 5 млрд. рублей ранее полученных автозаводом кредитов будет выплачено из бюджетных средств, еще 2,5 млрд. рублей Сбербанк вынужден списать как безнадежные. Любопытно, что задолго до объявления в розыск своего бенефициара группа «СОК» успела реализовать большую часть своих активов, включая ряд предприятий по производству автокомпонентов, являющихся поставщиками ОАО «АвтоВАЗ». Сейчас единственным крупным активом группы остается ОАО «Волгомост».

Примечательно, что группа «СОК» не в первый раз оказывается под давлением со стороны властей. После смены руководства на ВАЗе в 2005 году выходцы из ФГУП «Рособоронэкспорт» начали «выдавливать» СОК с предприятия. С завода были уволены все топ-менеджеры - ставленники группы. Затем СОК лишили статуса официального дистрибутора вазовских запчастей для розничного рынка, а также вынудили отказаться от эксклюзивного контракта на поставки запчастей к машинам Lada. Позже группа «СОК» пыталась вернуться к управлению заводом в разгар кризиса, однако контролирующая предприятие госкорпорация «Ростехнологии» блокировала эти попытки. Позже новый повод для конфликта с корпорацией Чемезова дал «ИжАвто».

В тему: «Сбербанк выжмет "СОК"»,

«Чемезов начал рассчитываться с Грефом»,

«СОК не теряет надежды на возвращение»,

«СОК займется коммерческой недвижимостью в Абхазии».

←Назад
Поделиться: