16 августа министерство финансов РФ опубликовало законопроект, который распространит налог на имущество на инфраструктуру российских монополий. Ведомство рассчитывает таким образом пополнить региональные бюджеты. Эксперты же уверены, что возросшую налоговую нагрузку монополии переложат на потребителей.
16 августа 2010 года возглавляемое Алексеем Кудриным (на фото) министерство финансов РФ опубликовало проект поправок в Налоговый кодекс, согласно которому налог на имущество будет распространен на инфраструктуру крупнейших российских монополий. В настоящее время в соответствие со статьей 381 НК, инфраструктурные объекты - железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы и линии электропередачи - освобождены от налогообложения, сообщает газета «Коммерсантъ». Теперь же монополиям придется готовиться к поэтапному переходу на уплату налога на общих основаниях: с 2012 года в размере до 1,1%, с 2013 года - до 2,2%. Основными его плательщиками станут крупнейшие монополии России - ОАО «Росси́йские желе́зные доро́ги» (РЖД), ОАО «АК «Транснефть» (оператор магистральных нефтепроводов России) и ОАО «ФСК ЕЭС» (оператор магистральных электрических сетей). Газета «RBCdaily» добавляет, что при этом предусматривается сохранение налоговой льготы в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Предполагается, что эти средства, как и прочие налоговые сборы с имущества, будут поступать в региональные бюджеты. Власти большинства регионов в течение последних 10 лет пытались добиться права взимать этот налог, указывая на то, что имущественные сборы относятся к сфере регионального налогообложения, а льготы по инфраструктуре крупнейших монополий приняты на федеральном уровне. Лишь в 2010 году на фоне последствий кризиса - дефицитности бюджетов как на федеральном, так и на региональных уровнях и прогнозируемая невысокая цена на нефть - заставили российские власти пойти на встречу пожеланиям субъектов РФ. Согласно расчетам Минфина, отмена инфраструктурных льгот позволит регионам получить дополнительные налоговые поступления в размере 59,7 млрд. рублей в 2012 году и 118 млрд. рублей в 2013 году. На рост сборов могут расчитывать и ряд регионов Поволжья, включая Самарскую область.
Большинство экспертов уверено, что увеличение налогообложения монополии компенсируют за счет потребителей, так что уже со следующего года можно ждать роста цен на железнодорожные перевозки, электричество и газ. Последствия этого могут быть достаточно серьезны - от небольшого снижения деловой активности и незначительного повышения себестоимости российской нефти до еще одного скачка инфляции, удорожания банковских кредитов и падения уровня жизни населения с последующими протестными акциями.