Самара Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
24.05.2010

ВАЗ одолжил «любимым» банкам

ВАЗ одолжил «любимым» банкам

В 2009 году ОАО «АвтоВАЗ» активно поддерживало АО КБ «Лада-Кредит» и московский ЗАО АКБ «Новикомбанк», которым было предоставлено 2,6 млрд. рублей в виде кредитов и депозитов. В это же время ВАЗ являлся крупным получателем госпомощи из бюджета РФ. Эксперты считают, что в обоих случаях могли иметь место как «накачка» банков ликвидностью, так и некие финансовые схемы.

Как стало известно в мае 2010 года, ОАО «АвтоВАЗ» в 2009 году активно финансировало два небольших российских банка. Причем средства предоставлялись им по ставе значительно ниже рыночной. Как сообщает газета «Самарское обозрение» со ссылкой на отчетность ВАЗа за I квартал 2010 года, в прошлом году тольяттинский автозавод предоставил 300 млн. рублей под 8% годовых АО КБ «Лада-Кредит» (ранее - ЗАО КБ «Автомобильный банкирский дом» (АБД), г. Тольятти). Срок погашения займа - 2019 год. Впрочем, это кредитное учреждение уже несколько лет является 100-процентным дочерним банком предприятия. Основное направление его деятельности в настоящее время - автокредитование, в основном на приобретение «вазовских» машин.

Более любопытным является другой кредит - на 700 млн. рублей под 4/5 ставки рефинансирования Центробанка РФ (сейчас - 8%), который был предоставлен в 2009 году небольшому московскому ЗАО АКБ «Новикомбанк» сроком на три года. В этом банке ВАЗ официально владеет всего лишь 20% акций. Однако банк всегда считался близким структурам ФГУП «Рособоронэкспорт», выходцами из которых являлись многие топ-менеджеры тольяттинского автозавода. Действующий президент и член совета директоров этого кредитного учреждения Илья Губин в 2005-2008 гг. занимал должности заместителя генерального директора по финансам и экономике, вице-президента по финансам и экономике ОАО «АвтоВАЗ», а затем - вице-президента по финансам и экономике, исполнительного директора по финансам и экономике ООО «Группа АвтоВАЗ».

Ранее ВАЗ размещал в этих банках средства в виде депозитов юридического лица - 600 млн. рублей под 10% годовых в «Лада-Кредите» и 1 млрд. рублей под 10,5% годовых в Новикомбанке. Любопытно, что в это же время предприятие являлось одним из крупнейших в России получателей помощи из бюджета РФ: через одного из основных акционеров завода - государственную корпорацию «Российские технологии» - было выделено 32 млрд. рублей, не считая финансирования из федерального и местных бюджетов на социально-экономические проекты в Тольятти.

Представители ВАЗа объясняют эти финансовые вливания, составившие в сумме 2,6 млрд. рублей (0,9 млрд. рублей «Лада-Кредиту» и 1,7 млрд. рублей Новикомбанку), тем, что средства ВАЗу выделялись на долгосрочные проекты, и часть их для защиты от инфляции было решено разместить в коммерческих банках. Однако, по мнению участников рынка, это заявление едва ли соответствует действительности. Самарские банкиры считают, что во второй половине 2009 года данные средства могли быть размещены значительно выгоднее - по ставке от 14-16% (при кредитовании крупных корпоративных клиентов) до 25-35% (при кредитовании предприятий малого бизнеса и физических лиц). Упомянутые банки пользовались средствами ВАЗа значительно дешевле - в соответствие с динамикой ставки рефинансирования ЦБ ставка по кредиту, выданному Новикобанку, снизилась с 8,8% годовых в июле 2009 года до 6,4% годовых в мае 2010 года. Эксперты не исключают, что в обоих случаях могли иметь место как финансовая «накачка» банков, столкнувшихся с дефицитом ликвидности, так и некие финансовые схемы.

←Назад
Поделиться: