25 ноября 2009 года Министерство промышленности и торговли РФ опубликовало окончательный перечень регионов, которые выбраны для реализации «пилотного проекта» по утилизации подержанных автомобилей в обмен на средства для покупки нового. Так называемая утилизационная премия впервые была применена в Германии в январе этого года, а затем была включена в практику антикризисной поддержки автопрома во всех европейских странах, а также в США. Суть программы в том, что государство доплачивает автовладельцу, если он согласен сдать в утиль старый автомобиль и приобрести взамен новый. В результате в Германии в июне продажи автомобилей выросли на 40% после падения в январе на 14%, во Франции - на 12% (в январе упали на 7,9%), в Италии - на 12% (в январе упали на 32%). В России в список попали 18 регионов, в том числе Самарская, Ульяновская, Нижегородская области, республики Башкоркостан и Татарстан. Предполагается, что проект стартует с 1 января 2010 года. Сдав на переработку машину старше 10 лет, автовладелец получит сертификат на покупку нового автомобиля отечественного производства номиналом 50 тысяч рублей. Причем география изготовления машин играть роли не будет - на утилизацию в обмен на сертификат будут приниматься автомобили как отечественного, так и импортного производства. В Самарской области в настоящее время числиться примерно 274 тысячи автомобилей, выпущенных до 1998 года, большая их часть приходится на машины производства ОАО «АвтоВАЗ». Предполагается, что на всю программу в 2010 году будет выделено около 10 млрд. рублей, а общее количество утилизированных автомобилей составит 200 тысяч. В Самарской области предполагается утилизировать 15-20 тысяч машин. Однако пока не определен список предприятий, которые станут участниками программы. Скорее всего, он будет утвержден уже после 1 декабря 2009 года. Впрочем, уже известно, что никакой дополнительной госпомощи этим предприятиям оказываться не будет. Не исключено, что в числе участников программы окажется и АвтоВАЗ, поскольку его дочерняя компания «Лада-Сервис» соответствует требованиям к «предприятиям-утилизаторам». Впрочем, эксперты сомневаются, что данная программа окажется достаточно эффективной - из-за относительно небольшой суммы компенсаций за сданный автомобиль существенного роста продаж новых машин едва ли стоит ожидать. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ».