General Motors (GM) решила не продавать Opel альянсу Magna - ОАО «Сбербанк России». Руководство компании объясняет свое решение тем, что за несколько последних месяцев дела в самой GM явно улучшились. Они улучшились настолько (впервые за более чем полтора года отмечено увеличение продаж), что необходимости в продаже одного из важнейших подразделений, которым являлся Opel, уже нет. Действительно, в нынешних условиях отсутствие в структуре компании предприятия, отвечающего за разработку малолитражных автомобилей, губительно бы сказалось на ее бизнесе. К тому же, по мнению совета директоров GM, план реструктуризации Opel ценой в 3 млрд. евро, разработанный в компании, гораздо лучше плана альянса Magna - Сбербанк. Он как минимум менее затратный, считают в GM, ведь инвесторы из Канады и России рассчитывали получить властей европейских стран, в которых имеются заводы Opel, гарантии на сумму в 4,5 млрд. евро. Решение GM вызвало недовольство в Германии, как со стороны правительства, так и со стороны профсоюзов. Немецкие власти обвинили американский автоконцерн едва ли не в предательстве, а рабочие немецких заводов Opel сегодня собираются провести предупредительную забастовку против «возвращения» GM. Профсоюзы утверждают, что американцы могут закрыть два завода концерна в Германии и уволить существенную часть персонала на других предприятиях, в то время как план Magna-Сбербанка предусматривал, что из 50 тысяч сотрудников Opel работу могут потерять не более 10,9 тысячи человек. Власти РФ также не рады решению GM - премьер-министр Владимир Путин уже выразил свое удивление отказом от сделки. В России приобретение 55% акций Opel активно рекламировалось как возможность получить доступ к западных технологиям и тем самым модернизировать отечественную автомобильную промышленность. Впрочем, не все участники процесса столь негативно отнеслись к решению американского автопроизводителя: в Великобритании профсоюзы полностью поддержали GM; сама Magna также высказалась в поддержку отмены сделки. Мнение Сбербанка пока неизвестно. Аналитики допускают мысль, что переговоры о продаже Opel были нужны GM лишь для того, что бы добиться государственного финансирования от Евросоюза. Если бы сделка была заключена, то технологии Opel достались бы российской «Группе ГАЗ» как вероятному партнеру по организации производства в России. Теперь же GM предлагает ГАЗу работать напрямую и рассчитывает на обоюдовыгодное развитие отношений, однако эксперты полагают, что от переговоров до реальных действий в данном случае пройдет как минимум несколько лет. Возможно, с отказом GM от сделки отчасти связано и решение правительства РФ о поддержке ОАО «АвтоВАЗ», о котором стало известно почти одновременно с публикацией сообщений о решении американского автопроизводителя.
По материалам газет «Ведомости», «Коммерсантъ», «RBCdaily».