17 августа ОАО «АвтоВАЗ» опубликовало отчетность за полугодие по РСБУ. По итогам I полугодия 2009 года выручка автозавода упала вдвое - с 81,4 млрд. рублей (I полугодие 2008 года) до 40,126 млрд. рублей. Более того, чистый убыток АвтоВАЗа составил 14,103 млрд. рублей против 1,49 млрд. рублей прибыли за аналогичный период прошлого года. Убыток до налогообложения за январь-июнь составил 16,886 млрд. рублей (в I полугодии 2008 года завод получил прибыль 2,596 млрд. рублей). В отчетности АвтоВАЗа убытки объясняются тем, что себестоимость автомобилей росла быстрее цен на Lada. В результате, она превысила показатель выручки на 1,7 млрд. рублей, составив 41,977 млрд. рублей. При этом, по данным Ассоциации европейского бизнеса, производство на ВАЗе упало на 63,7%, а продажи его автомобилей в I полугодии снизились на 44% - до 179,87 тысячи штук. Если в прошлом году АвтоВАЗ продал порядка 620 тысяч машин, то план на этот год - 360 тысяч. При этом задолженность перед банкирами и поставщиками выросла более чем на 30%. Краткосрочные обязательства АвтоВАЗа, согласно данным отчета по РСБУ, за период с 1 января по 30 июня 2009 года увеличились на 1,342 млрд. рублей - до 87,61 млрд. рублей. В том числе займы и кредиты увеличились на 33,5%, с 39,6 млрд рублей до 52,9 млрд. рублей. Задолженность перед поставщиками и подрядчиками составила 24,7 млрд. рублей, а на конец 2008 года долг перед поставщиками, как тогда заявлял президент ВАЗа Борис Алешин, достигал 29 млрд. рублей. Средства, выделенные государством на погашение долгов (25 млрд. рублей в виде беспроцентного займа от «Ростехнологий»), уже практически полностью израсходованы - к началу августа автозавод потратил примерно 97% выделенных средств. Эксперты полагают, что у ВАЗа есть шанс выйти на операционную безубыточность благодаря наметившемуся росту продаж, хотя в целом по итогам года убытки могут составить, по разным оценкам, 20-30 млрд. рублей. При этом не исключен вариант повторного обращения ВАЗа за госпомощью - источники некоторых изданий говорят, что предприятие хотело бы получить поддержку в получении кредитов на рыночных условиях, а так же рассчитывает на реструктуризацию уже имеющейся задолженности.
По материалам газет «Ведомости» и «Коммерсантъ»