ОАО «АвтоВАЗ» в июне поменяет график работы - теперь большая часть производства будет задействована только в одну смену. Причем на некоторых направлениях будет введена 3-4-дневная рабочая неделя. На ВАЗе это решение связывают с необходимостью экономии затрат в условиях экономического кризиса при сохранении рабочих мест.
В частности, как сообщает ИА Regnum.Ru, в июне 2009 года выпуск автомобилей Lada Priora, Lada Samara, Lada 2105/2107 и Lada 4X4, а также запасных частей и обслуживание производства будет осуществляться ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, в одну смену продолжительностью 8 часов. Сборка автомобилей LADA KALINA в июне будет выполняться 3 дня в неделю (понедельник, вторник, среда) в одну 8-часовую смену. Сварка и окраска автомобилей LADA KALINA будет производиться 4 дня в неделю в одну восьмичасовую смену. Другие подразделения, в том числе и функциональные службы, будут работать 5 дней в неделю в одну смену через неделю продолжительностью рабочих смен 8 часов. Для персонала оплата неотработанного до нормы времени, установленного графиками сменности в июне, будет осуществляться как за время простоя в размере двух третей средней заработной платы работника. Порядок работы предприятия в июне вызван изменением организационных условий труда и необходимостью жесткой экономии затрат на производство при сохранении рабочих мест. Это решение согласовано с профсоюзным комитетом ОАО «АвтоВАЗ».
Примечательно, что решение о переходе на одну смену принято незадолго до ожидаемого выделения предприятию основного транша государственных средств. Премьер-министр РФ Владимир Путин обещал ВАЗу беспрецедентную господдержку - на сумму 115 млрд. рублей (25 млрд. рублей - на пополнение оборотного капитала, еще 90 млрд. рублей - на финансирование его инвестпрограммы). Первый транш федеральный бюджет выделит в июне-июле (до этого времени на поддержание ликвидности АвтоВАЗ взял в ВТБ бридж-кредит на 4 млрд. рублей).
Правительство усиленно поддерживает ВАЗ, чтобы избежать мощнейшего социального взрыва в случае его полной остановки (надолго, а не в виде растянутых рождественских каникул) и тем более банкротства.
Социальные проблемы, если дать ВАЗу обанкротиться, будут крайне остры. Начнем с самого Тольятти: при численности населения городского округа, по данным на 1 января 2009 года, около 720 тысяч человек (самого города - 705 тысяч человек) на ВАЗе работало примерно 104 тысячи (данные за III квартал 2008 года). Всего же, по оценкам экспертов, порядка 50% населения Тольятти зависят от ВАЗа. Невозможностью существенного сокращения штата объясняется и низкая эффективность труда. Выпуск автомобилей на 1 работника ВАЗА составляет около 5 автомобилей в год, в то время как у Renault S.A. - 19 автомобилей в год, у Honda Motor - 25 автомобилей.
Нельзя забывать и про целую сеть поставщиков ВАЗа, выстроенную еще в советское время, например Димитровградский автоагрегатный завод (8 тысяч сотрудников на 1 января 2008 года при населении города 127,6 тысячи человек) и еще ряд предприятий в Димитровграде. В Самарской области остановка ВАЗа в конце прошлого года и начале этого стала очень болезненной для Сызрани (население - около 179 тысяч человек, на автопром работает 15 тысяч). Почти весь этот автопром ориентирован на ВАЗ. К примеру, у крупнейшего сызранского предприятия - ОАО «Пластик» - порядка 60% продукции идет на ВАЗ. Как сообщало ранее РИА «Самара», объемы производства «Пластика» в I квартале 2009 года упали на 83% по сравнению с I кварталом 2009 года, на Сызранском автоагрегатном заводе - на 76,4%, на ЗАО «Кардан» - на 65%. В ОАО «Сызраньгрузавто», транспорт которого доставляет комплектующие с сызранских предприятий на АвтоВАЗ, произошло сокращение услуг на 69%. И пока заметного успеха в борьбе с кризисом ВАЗу не удалось добиться ни благодаря повышению пошли на подержанные иномарки, ни благодаря субсидированию процентных ставок по автокредитам.