Руководитель Самарского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Петр Торкановский 25 апреля 2006 года вынес постановления о наложении штрафа в отношении Акционерного коммерческого банка «БИН» (ОАО) и ОАО «ИМПЭКСБАНК» за ненадлежащую рекламу их деятельности. Оба банка распространили рекламу своих услуг по предоставлению кредитов с указанием отдельных, наиболее привлекательных условий договоров. АКБ «БИН» (ОАО) в своей наружной рекламе заявил единую ставку по автокредиту в 10% годовых, ОАО «ИМПЭКСБАНК» предлагал приобрести автомобиль в кредит под 13 % годовых без первоначального взноса и с единовременной комиссией 0,5%, а также получить «Народный кредит» на сумму от 10 до 500 тыс. рублей под 18% годовых на срок от 1 до 3-х лет.
В результате рассмотрения дел было установлено, что в каждом из рассматриваемых случаев в рекламе не были указаны условия кредитных договоров, касающихся общих условий предоставления кредита, порядка и сроков его возврата, наличия штрафных санкций за просрочку платежей и т.д. Также было установлено, что при рекламе всех трех кредитных договоров банки не указывали наличие ежемесячных комиссий, ведущих к удорожанию кредита, а также обязательности заключения договоров страхования и залога транспортного средства, приобретаемого в кредит, что также влечет дополнительные расходы потребителя. Таким образом, было установлено, что реклама банков АКБ «БИН» (ОАО) и ОАО «ИМПЭКСБАНК» является ненадлежащей (недобросовестной). В ней умалчивается об условиях договоров кредитования (нарушение абз. 6 ст. 17 ФЗ «О рекламе»), отсутствует часть существенной для потребителя информации (абз. 4 ст. 6 ФЗ «О рекламе»).
На АКБ «БИН» (ОАО) был наложен штраф в размере 400 МРОТ (40 тыс. руб.), а в отношении ОАО «ИМПЭКСБАНК» - два штрафа по 400 МРОТ (по одному за каждое правонарушение - реклама двух кредитов). Данные дела вскрывают общую проблему при рекламе финансовых услуг. Рекламируя свои услуги по предоставлению кредитов, банки указывают лишь отдельные, наиболее привлекательные условия кредитных договоров, умалчивая при этом об остальных. За различными комиссиями и единовременными платежами банки фактически скрывают свою расчетную ставку, отражающую полную стоимость кредита для потребителя. Такая подача информации рассчитана на неквалифицированного потребителя, ориентирующегося на низкий процент годовой ставки и не обращающего внимания на незначительные, на первый взгляд, комиссии, которые в сумме могут составить до 50% стоимости кредита.
Источник: Пресс-служба ФАС России