Сегодня Внешторгбанк и ОАО «АвтоВАЗ» подпишут соглашение о стратегическом партнерстве. По мнению аналитиков, заключение соглашения связано с планами тольяттинского автогиганта по покупке бразильского завода двигателей и борьбой за средства инвестфонда. Партнерство с ВТБ позволит «АвтоВАЗу» финансировать расширение экспорта (завод планирует повысить отгрузку на внешние рынки до 30% от производства). Сотрудничество с ВТБ, представители которого входят в совет директоров компании, необходимо для организации займов на развитие производства. Кроме того, по мнению аналитиков, именно через этот банк пойдут средства Инвестиционного фонда, которые нужны для обновления модельного ряда «АвтоВАЗа».
В 2005 году «АвтоВАЗ» произвел 721,5 тыс. автомобилей. Из них для поставки на внешние рынки было выпущено 96,5 тыс., а реализовано – 73,5 тыс. Внешторгбанк (ВТБ) на 99,9% принадлежит правительству РФ. Размер уставного капитала ВТБ составляет 42,1 млрд руб., объем собственных средств по состоянию на 1 октября 2005 г. – 71,2 млрд руб., величина активов – 508 млрд руб. Представители ВТБ вошли в совет директоров «АвтоВАЗа» в конце декабря 2005 г. – одновременно с главой Роспрома Борисом Алешиным и менеджерами ФГУП «Рособоронэкспорт».
Председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Артяков и президент-председатель правления Внешторгбанка Андрей Костин подпишут сегодня соглашение о стратегическом партнерстве, сообщили в управлении общественных связей ВТБ. Подробности соглашения в управлении раскрыть отказались, однако источник RBC daily в руководстве компании сообщил, что соглашение носит рамочный характер и в нем нет данных о возможных будущих кредитах. В пресс-службе «АвтоВАЗа» отказались от комментариев. Между тем, по мнению аналитика ИК «ФИНАМ» Владислава Кочеткова, соглашение может являться частью плана, согласно которому ВТБ должен получить статус обслуживающего банка «АвтоВАЗа». «Это можно расценивать как одно из условий доступа к средствам инвестиционного фонда, ведь если Внешторгбанк закрепится как единственный финансовый посредник завода, это гарантирует государству полный контроль над финансовыми потоками компании», – считает эксперт.
По словам президента инвесткомпании AG Capital и представителя миноритарных акционеров в совете директоров «АвтоВАЗа» Альберта Гаврикова, соглашение должно определить отношения ВТБ и завода после смены руководства на предприятии. «После прихода «Рособоронэкспорта» поменялась стратегия предприятия и масштабы инвестиций, и, хотя прежние соглашения ВТБ и «АвтоВАЗа» продолжают действовать, необходимо их адаптировать, исходя из новых реалий», - сказал Гавриков RBC daily. По словам члена совета директоров, основной задачей ВТБ станет кредитование новых проектов предприятия, в частности - вместе с Российским банком развития - строительства нового завода. Кроме того, ВТБ должен будет привлечь кредитные инвестиции и заимствования на долговом рынке.
Владислав Кочетков не исключил, что заключение соглашения связано также с намерением «АвтоВАЗа» приобрести бразильский завод двигателей Tritec, принадлежащий DaimlerChrysler и BMW. Глава Федерального агентства промышленности (Роспром) Борис Алешин во вторник, во время визита в Бразилию, заявил, что в апреле туда прибудет представительная делегация «АвтоВАЗа», которая проведет переговоры с предприятием Tritec Motors. «В настоящее время идут коммерческие переговоры, поэтому рано говорить о конечном результате (о сделке по покупке. – RBC daily)», – приводят слова Алешина информационные агентства. Правда, на самом предприятии эту информацию не подтвердили. «Если поездка и будет, то не в апреле, а позже», – соббщил RBC daily пресс-секретарь гендиректора «АвтоВАЗа» Владимир Якушенко.
По мнению независимого эксперта автомобильного рынка Сергея Алексейчука, соглашение с Внешторгбанком может быть связано и с намерением «АвтоВАЗа» увеличить экспорт своей продукции. Как заявил президент «АвтоВАЗа» Игорь Есиповский на Женевском автосалоне в начале марта, предприятие намерено довести долю экспортной продукции до 30%. При этом общий объем производства предполагается увеличить с 1 млн автомобилей и машинокомплектов в год до 1,1-1,2 млн. Таким образом, экспорт должен составить около 350 тыс. автомобилей и машинокомплектов. Для того чтобы увеличить реальный экспорт, «АвтоВАЗу» необходимо серьезно вложиться в модернизацию модельного ряда и оборудования, и партнерство с ВТБ может способствовать привлечению средств, считает эксперт.
Источник: RBCdaily.