Россия Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
21.06.2006

Население приготовилось к очередному банковскому кризису

Как сообщил заместитель директора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Владимир Сафронов, Банк России составил список из 40 банков с высокими рисками невозврата выданных потребкредитов. Правда, конкретные кредитные организации он назвать отказался. Некоторые эксперты тут же занялись самодеятельностью, включив в группу риска крупнейшие российские банки. А население приготовилось паниковать - неужели опять замаячил призрак кризиса. Центробанк уверен, что нет. Однако молчание о конкретных фигурантах списка может привести к народным волнениям. А чем это заканчивается, хорошо известно по событиям лета 2004 года.
Как рассказал Владимир Сафронов, список был составлен по результатам мониторинга риска кредитования частных лиц. В группу риска попали банки, у которых невозврат просроченной задолженности по потребкредитам может привести к снижению уровня достаточности капитала. Всего Центробанк «взял на карандаш» 40 кредитных организаций из числа 200 крупнейших по величине активов. Вот и вся информация. Кто конкретно беспокоит Банк России – «догадайся, мол, сам».
Что и поспешили сделать эксперты, в том числе из уважаемых рейтинговых агентств. В частности, они не исключили, что в зону риска попали лидеры потребкредитования, такие как Сбербанк, «Русский стандарт», Хоум кредит энд Финанс банк, Внешторгбанк. Только, видимо, эти специалисты упустили из внимания замечание Сафронова о том, что совокупная доля активов банков из группы риска составляет 16% от активов российской банковской системы. Откуда ж тогда в «черном списке» взяться Сбербанку, на который приходится 25,8% активов российского банковского сектора. Да и займы населения составляют всего около 25% кредитного портфеля и менее 20% от активов.
Рискованной же кредитная политика банка считается, когда в структуре его активов потребкредиты составляют свыше 75%. Пока таких смелых кредитных организаций всего три. И даже если у этих банков возникнут проблемы, для банковской системы в целом это будет некритично. Единственная опасность, как ни странно, исходит от самого Центробанка. Ведь если вспомнить волнительное лето 2004 года, то основные проблемы были вызваны не реальными трудностями банковского сектора, а туманными и противоречивыми заявлениями о наличии «черных списков» без упоминания конкретных организаций. Именно это умолчание ЦБ тогда и вызвало панические настроения населения, которое ринулось изымать свои деньги из банков, чем поставило под вопрос существование даже самых крупных из них.
Конечно, нынешние высказывания Центробанка объяснить можно тем, что он просто решил намекнуть своим подопечным, чтобы они осторожнее относились к рискам при потребкредитовании. А заодно дал понять, что предпримет меры к группе риска. Благо все козыри у него на руках. Можно, например, отозвать лицензию, если уровень достаточности капитала упадет ниже 12% или будет установлено, что банки предоставляют недостоверную отчетность. И тут, похоже, есть за что уцепиться. Как заявил Сафронов, достоверность информации, которую предоставляют кредитные организации о просроченной задолженности по кредитам, вызывает у ЦБ большие сомнения: «Качество раскрытия банками информации, в том числе по потребкредитам, - больной для Банка России вопрос. Просроченная задолженность по данному виду кредитов у банков с иностранным капиталом, представленная в их отчетности, составляет 4-5%. У российских банков этот показатель в два раза ниже. Либо в наших банках хорошо работают системы скоринга (оценка кредитоспособности заемщика), либо у них проблемы с отчетностью. Я склоняюсь ко второму варианту». Но даже если показатели занижаются, просроченная задолженность растет быстрыми темпами. Так, по официальным данным, за 5 месяцев текущего года этот показатель увеличился с 1,9 до 2,5%.

Источник: Газета «Финансовые Известия».

←Назад
Поделиться: