Россия Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
19.04.2006

Четверть потребительских кредитов - проблемные

Реальный процент просроченной задолженности в крупных розничных банках составляет отнюдь не 3%, как принято считать, а 25-27%. Такие данные привел на вчерашнем банковском саммите известный финансист Евгений Бернштам, управляющий партнер коллекторского агентства "Секвойя Кредит Консолидейшен". Он объяснил это тем, что некоторые банки умудряются списывать просрочки на "дочек", некоторые находят иные пути, чтобы не показывать страшную, в действительности, картину.
"Сейчас конкуренция идет не за качество, а за скорость, - заявил он. - Банки соревнуются, кто выдаст самые быстрые кредиты, ставки в которых зашкаливают за 50 % годовых - способ страховать собственные риски. Между тем, ни один российский банк не может похвалиться наличием полноценной скоринговой системы".
В своей время Росно наотрез отказалась страховать риски банков при массовом потреб. кредитовании, и у банков остался не слишком богатый выбор борьбы с плохими долгами: не рисковать и не заниматься быстро-кредитами, или же развивать скоринговые схемы, расширять службы по сбору долгов, обращаться к коллекторским агентствам. Последние в России появились меньше двух лет назад, в то время как в одной только Америке их число превышает 6, 5 тысяч.
Бернштам сказал, что первым клиентом Секвойи в России стал именно иностранный банк, и немало копий было сломано сотрудниками в объяснениях банкам, почему, например, уборку они отдают на "аутсорсинг", а совершенно нетипичное для банка дело - сбор долгов - оставляют себе. А для этого нужны люди, машины, IT-системы (Секвойя уверяет, что на установку специальной IT-программы потратила больше 1 млн $).
При этом как Секвойя, так и другое агентство, занимающееся работой с просрочкой - ФАСП, не перекупают долги банков, как делают многие на Западе, а работают на процентах: вернул - получил процент, не вернул - ничего не получил. Тем временем, по отзывам многих банкиров именно перекупка долгов была бы эффективнее и предпочтительнее для них, однако коллекторские агентства возражают, что наши банки так и норовят продать им свои безнадежные долги ("дом сгорел, с работы выгнали, все пропало"), причем задорого. Поэтому предпочитают браться за менее безнадежные долги, заверяя, что их клиентом может стать абсолютно каждый. Хотя бы из-за элементарной нехватки времени заехать в банк и вовремя сделать взнос. По данным Секвойи, только 15% невозвратов составляют случаи мошенничества, остальное - это временные трудности, забывчивость, нежелание стоять в очереди: "А мы возвращаем людям желание платить по долгам, - заметил Евгений Бернштам. - Мы "окучиваем" друзей должника, можем объявить его невыездным, на стадии рассмотрения у нас договор с Интерполом. До суда доходит только каждый пятый случай. Но тут главное даже не выиграть процесс, а заставить человека исполнить решение суда. Мы активно развиваемся в регионах, а вскоре появится Секвойя-Украина".
По словам финансиста, помимо иных преимуществ банка в обращении к аутсорсингу для взыскания "своих кровных", есть и еще один плюс - уже связанный с психологией. Когда с должником работает агентство, все его негативные эмоции, связанные со звонками и письмами на работу, приездом сотрудников (Секвойя ездит на маленьких машинах, путь которых можно отслеживать через космическую связь), - перекладываются именно на агентство и не ассоциируются с самим банком. В самих коллекторских агентствах часто тоже работают люди, имеющие психологическое образование и умеющие вовремя надавить на "нужные" точки.

Источник: Bankir.ru.

←Назад
Поделиться: