Россия Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
13.04.2006

Национальное кредитное бюро занялось созданием единой базы данных по должникам для всех операторов связи в России

К лету 2006 г. все российские операторы связи смогут проверить своих абонентов по единой базе должников на наличие долга перед конкурентами и банками. Пока такая база работает для трех сотовых операторов – МТС, «ВымпелКома» и «МегаФона», позволяя компаниям получать информацию о задолжавших сотовых абонентах. Однако в июне 2006 г. база пополнится списком банковских должников, а позже и должниками перед коммунальными службами. Доступ к новой базе данных планируется предоставить всем операторам связи России, включая и операторов дальней связи. Сами операторы, признавая пользу существования такой базы, решение об участии в ее создании пока не приняли.

Созданием базы должников занимается некоммерческое партнерство Национальное кредитное бюро (НКБ). Оно организовано в июне 2003 г. для пропаганды идеи формирования в России института кредитных историй. Участниками бюро стали Торгово-промышленная палата РФ, Главный межрегиональный центр обработки информации Госкомстата РФ, российское представительство международного кредитного агентства Dun and Bradsteet и издательский дом «Экономическая газета». В рамках партнерства создана крупнейшая в России система предоставления информации о предприятиях России и их финансовой устойчивости.
Пока НКБ включает в себя миллион сотовых абонентов МТС, «ВымпелКома» и «МегаФона», задолжавших своим операторам. Летом 2005 г. операторы создали совместную систему D-Telecom по обмену информацией о недобросовестных клиентах и мошенниках, которую администрирует НКБ. Схема расчетов сотового оператора с НКБ проста: оператор оплачивает услуги бюро посредством ежемесячной абонентской платы, которая исчисляется в сотнях долларов. «Переговоры с «большой тройкой» шли более двух лет. Сейчас через эту базу проходят все новые подключения этих операторов. У нас в базе более одного миллиона человек с непогашенной задолженностью перед оператором», – сказал RBC daily генеральный директор НКБ Владимир Малеев. Вскоре соглашение с НКБ могут подписать и крупные фиксированные операторы, говорит он. «Мы планируем охватить весь телекоммуникационный рынок», – делится своими планами Владимир Малеев. По его словам, с начала 2006 г. НКБ проводит переговоры как с сотовыми, так и с фиксированными операторами связи России.
В списке компаний, с которыми ведутся такие переговоры, значится множество сотовых операторов – СМАРТС, сотовые компании «Связьинвеста», а также Tele2 и «Скай Линк». Затраты на участие в «каталоге» стоят того, ведь ежегодно недобросовестные абоненты недоплачивают только «большой тройке» сотовых операторов около 20 млн долл. «Иногда в международной практике ущерб от недобросовестных абонентов достигал 4% от объема реализации оператора», – отмечает пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин. Участие в создании базы данных может быть полезно и операторам дальней связи. «До сих пор «Ростелеком» мог заблокировать «восьмерку» своим должникам. Однако сейчас по мере демонополизации дальней связи такая мера просто перестает действовать. Ведь задолжавший абонент просто сможет выбрать другого оператора», – объясняет Владимир Малеев.
Опрошенные RBC daily операторы выразили свою заинтересованность в этом проекте, однако опровергли сам факт ведения переговоров. «Пока никаких конкретных предложений о таком сотрудничестве нам не поступало, однако уже сейчас можно сказать, что мы в нем заинтересованы», – сообщил ведущий специалист по связям с общественностью ЗАО «Скай Линк» Иван Кузнецов. «Сама идея создания такой базы данных хороша. Однако для того, чтобы принять участие в этом проекте, необходимо четко понимать, как это все работает и насколько все реально. Мы для себя выводов не сделали, а потому никаких переговоров не ведем», – говорит директор по связям с общественностью и инвесторами «Ростелекома» Антон Клименко. Как сообщила RBC daily директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью «Голден Телекома» Анна Чин Го Пин, теоретически возможность использования общей базы данных должников ее компании интересна, однако никаких комментариев о факте ведения переговоров компания не дает.
Между тем уже присоединившиеся к проекту операторы довольны своим решением. «Если нас не устраивает кредитная история абонента, то мы действуем по следующей схеме: отключаем неплательщика, посылаем ему информационное письмо с предупреждением и просьбой оплатить задолженность, в случае игнорирования наших писем подаем в суд, а также передаем данные о неплательщике в НКБ», – рассказал RBC daily пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин. Как сообщил в пресс-релизе руководитель службы кредитного контроля «ВымпелКома» Константин Милевский, соглашение с бюро помогает обеспечить лучший сервис для добросовестных плательщиков, например, подключать международную связь без гарантийного взноса или предоставлять им увеличенные кредитные лимиты.
НКБ преисполнено оптимизма в отношении сотрудничества с ведущими игроками телекоммуникационного рынка. «Уже в течение 2006 г. к новой системе будут подключены многие игроки. А для региональных операторов процесс заключения таких договоров выглядит лавинообразно. Как только хоть один из них заключит такое соглашение, другие не заставят себя долго ждать», – уверен Владимир Малеев. Он также отмечает, что для участия в его проекте одного желания со стороны оператора недостаточно, необходимо внести соответствующие изменения в текст договора с абонентом, настроить IT-блок и биллинговые системы.
Пока в базе НКБ оператор может проверить своего абонента лишь на наличие задолженности перед другими сотовыми операторами, но вскоре список сервисов заметно расширится. «В мае 2006 г. сотовые операторы получат доступ к базам неплательщиков и по банковским кредитам. Банки также будут иметь доступ к этой информации», – говорит Владимир Малеев. Он отметил, что переговоры с организациями, взимающими плату за коммунальные платежи с населения, уже ведутся.
Однако сотрудничеством с НКБ сотовые операторы не ограничиваются. «Необходимо работать с несколькими кредитными бюро на территории России», – подчеркивает пресс-секретарь «ВымпелКома» Юлия Остроухова. На сегодняшний день в списке партнеров «ВымпелКома» значится НКБ, Experian и Global Payments Credit Services. Последние две компании предоставляют информацию о кредитных рейтингах абонентов, желающих подключиться к сети оператора. Рейтинги вычисляются на основе кредитной истории абонентов (размеров, взятых в разных банках кредитов, и аккуратности их погашения). Сами кредитные истории остаются конфиденциальными. «Мы заинтересованы в сотрудничестве как с мобильными, так и фиксированными операторами связи», – сообщили RBC daily в пресс-службе Global Payments Credit Services. МТС работает с некоммерческим партнерством НКБ, но планирует расширять список партнеров. «Мы рассматриваем возможность сотрудничества с Experian», – говорит Кирилл Алявдин.

Источник: RBCdaily.

←Назад
Поделиться: