27 марта 2006 года Национальное бюро кредитных историй подписало договор со Сбербанком, который предусматривает предоставление последним негативной информации о своих заемщиках.
Договор предполагает «игру в одни ворота», то есть НБКИ будут только получать у «монстра» отечественного кредитования информацию, но не предоставлять ее ему. Перспектива обмена вероятна в будущем, как заметил ген. директор НБКИ Александр Викулин, на торжественном подписании договора.
Царственный и горделивый Сбербанк в лице председателя Правления Андрея Казьмина не исключил такого развития событий, впрочем, не скрывая, что «не очень-то и хочется», и что для них данное соглашение – лишь жест доброй воли, внесение лепты в развитие «банковского сообщества». Правда, спешить умиляться благородству гиганта преждевременно: финансовые условия, заставившие его пойти на соглашение, не были озвучены вслух, однако НБКИ дало понять, что Сбербанк в обиде не остался.
Тем временем, возникают серьезные сомнения в том, что данный компромисс действительно улучшит развитие в России системы кредитных бюро в целом.
Во-первых, «белых» списков от Сбербанка пока получить не удалось, и о том, что вы много лет добросовестно возвращали ему «денежку» день в день – никак не отразится на вашей кредитной истории.
Во-вторых, отрицательная информация будет предоставляться также весьма своеобразно: только по заемщикам, давшим свое согласие на предоставление сведений в бюро, и доведших свою просрочку до судебного процесса. Те же, кто допустил задержку в связи с какими-то техническими сложностями или временными материальными затруднениями – в данную категорию не попадут. А о проблемных долгах, доведенных до суда, то есть из разряда «хуже некуда» - банки и так имели возможность узнавать по другим каналам.
Другой момент: кредитные бюро рассматриваются как дополнительный инструмент развития скоринговых схем, без которых практически невозможно массовое потребительское кредитование. Сбербанк же известен своим консерватизмом в проверке заемщиков, по старинке требуя поручительство «кошельком и головой». Казьмин заявил, что в дальнейшем эта позиция может быть пересмотрена, однако на данном этапе скоринг их мало волнует.
На вопрос Банкир.ру, чем же стало для Сбербанка создание кредитного бюро Инфокредит: способом утаить свою базу заемщиков, или же, подобно Хоум Кредиту – заработать, используя конкурентное преимущество, был дан ответ, что Инфокредит должен, как минимум, быть самоокупаемым, и они действуют четко в рамках закона. На сегодня в силу отсутствия более или менее длительной практики непонятно поведение клиентов: захотят они давать информацию в бюро, или нет.
«В будущем мы надеемся заключить аналогичный договор с Хоум Кредитом и Русским стандартом, - поделился Александр Викулин. – Мы планируем, что к началу 2007 года будем иметь 10 миллионов кредитных отчетов, и это без учета Сбербанка. Как только он сочтет нужным для себя делиться положительной информацией, а также получать наши отчеты – сотрудничество будет продолжено».
Источник: Bankir.ru