Поволжье Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
16.08.2010

Путин выделил на ОЭЗ 7 млрд. рублей

Путин выделил на ОЭЗ 7 млрд. рублей
P. $.
История тольяттинской ОЭЗ

Разговоры об открытии в Тольятти особой экономической зоны начались в 2005 году, однако лишь в 2007 появился проект строительства технопарка близ Волжского автозавода. Летом 2008 года облправительство подало заявку в Минэкономразвития на создание ОЭЗ в рамках промышленно-технологического парка Тольятти. Зимой 2009 был приобретен участок площадью 660 га в совхозе имени Степана Разина на территории Ставропольского района. В июне 2010 Минфин согласовал проект постановления правительства о создании в Самарской области ОЭЗ.

Источник: газета «Коммерсантъ».

P. $.
Преимущества ОЭЗ

В соответствие с законом «Об особых экономических зонах» расположенные здесь производства получат пятилетний мораторий на уплату транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество. Дополнительной льготой будет более низкая ставка налога на прибыль - 15,5% вместо 20%.

К 2012 году правительство РФ ожидает запуска первых производств в особой экономической зоне около Тольятти. За счет создания зоны власти надеются решить проблемы с ростом безработицы в Тольятти после сокращения штата на ОАО «АвтоВАЗ», а сам автозавод - обновить пул поставщиков автокоплектующих для новых моделей, производство которых будет запущено в 2013 году.

Проекты создания особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа на территории Ставропольского района Самарской области разрабатывались достаточно давно. Особый интерес к этому проекту у региональных и федеральных властей возник в 2009 году после того, как ОАО «АвтоВАЗ», столкнувшееся на фоне мирового экономического кризиса со спадом продаж, вынуждено было приступить к оптимизации штата. В результате из почти 110 тысяч сотрудников, трудившихся на автозаводе и смежных структурах к середине 2008 года, свои рабочие места сохранили лишь 72 тысячи. Согласно официальным планам, созданные в ОЭЗ предприятия должны трудоустроить не менее 20 тысяч тольяттинцев. Кроме того, за счет этого власти надеются диверсифицировать экономику региона и сделать ее менее чувствительной от положения на ВАЗе, являющегося для Тольятти градообразующим предприятием, на которое прямо или косвенно «завязана» большая часть экономически-активного населения города.

Однако запуск производств потребует крупных затрат, причем не только от частных инвесторов - владельцев новых предприятий, но и от государства. 12 августа 2010 года правительство РФ под председательством Владимира Путина (на фото) одобрило выделение из федерального бюджета 7,2 млрд. рублей на создание ОЭЗ. Эти средства будут направлены на развитие инфраструктуры зоны, которая позволила бы беспрепятственно развернуть новые производства. Финансирование из федерального бюджета будет вестись в 2011-2013 годах. Как сообщает газета «Коммерсантъ», предполагается, что на разработку проекта планировки территории ОЭЗ и инженерные изыскания будут направлены 75 млн. рублей, на проектирование и строительство внутриплощадочной инфраструктуры - 6,81 млрд. рублей, внеплощадочной - 309 млн. рублей. Еще 774 млн. рублей будет выделено из бюджета Самарской области и бюджета Ставропольского района. Активное строительство инфраструктуры (дороги, коммуникации, помещения) начнется в 2011 году.

В целом инвестиции в ОЭЗ составят примерно 41 млрд. рублей. По словам российских чиновников, новые предприятия начнут работу уже в 2012 году. В первую очередь предполагается запуск производства автокомпонентов, так как территория ОЭЗ будет располагаться в непосредственной близости от производственных площадок ВАЗа и его совместного производства с General Motors - «GM-АвтоВАЗ». Ожидается, что крупнейшим потребителем продукции новых предприятий станет ВАЗ. Тольяттинский автозавод планирует уже в 2013 году начать выпуск новых моделей. Этому, как планирует руководство предприятия, будет предшествовать «зачистка» списка поставщиков автокомплектующих, что должно позволить повысить качество вазовских автомобилей.

К настоящему времени. помимо создания инфраструктуры, серьезной проблемой остается поиск инвесторов. По данным ОАО «Тольяттинский промышленный технологический парк», которые приводит газета «Коммерсантъ», из 660 га земли предварительно распределены около 200 га, а договоренности с 11 компаниями пока являются предварительными. Причем большинство из них пока не могут, в отличие от властей, даже приблизительно оценить точные сроки запуска производственных площадок. Ранее сообщалось об участии таких производителей, как немецкая ZF Lemforder (будет производить модули шасси), НПО «Сигма» (стекла для наземного транспорта), группа «Химэкс» (легковые коммерческие грузовики), холдинг «РТ-машиностроение» (электротехника), ЗАО «Полад» (порошковые металлы), а ключевым инвестором должно было стать СП итальянской компании Pirelli и госкорпорации «Ростехнологии». Однако по оценкам самих участников проекта, возведение всей необходимой инфраструктуры может занять 4-7 лет, а потому запуск ряда промплощадок, в лучшем случае, будет вестись параллельно. При этом появились уже и первые «задумавшиеся» целесообразности участия в проекте - холдинг «РТ-Машиностроение» в настоящее время не исключает отказа от участия в ОЭЗ.

Большинство экспертов пока воздерживается от оценок эффективности тольяттинской ОЭЗ. С одной стороны, налоговые льготы могут содействовать развитию бизнеса, а создание новых предприятий - сокращению безработицы и росту платежеспособного спроса в Тольятти и в Самарской области в целом. Сами автопроизводители говорят о том, что запуск тольяттинской ОЭЗ позволит увеличить долю российских автокомплектующих, а главное - модернизировать их производство. Эксперты отмечают, что отечественные запчасти до сих пор остаются «слабым звеном» российского автопрома. В то же время эксперты обращают внимание на то, что специализация ОЭЗ на автокомплектующих фактически поддерживает зависимость Тольятти на ситуации на российском автомобильном рынке, и новый обвал, аналогичный 2008-2009 годам, приведет к проблемам и на ВАЗе, и у поставщиков комплектующих из ОЭЗ.

См. также «Путин подписал указ о зоне»,

«Тольятти станет зоной».

В тему: «Авторынку жара не помеха»,

«ВАЗ продал в июле 55 тысяч автомобилей»,

«АвтоВАЗ становится прибыльным»,

«Семерки» ссылают в Ижевск»,

«ВАЗ отчитался о росте продаж».

←Назад
Поделиться: