В апреле российский авторынок первые с начала кризиса продемонстрировал признаки восстановления - продажи новых автомобилей выросли сразу на 20%. Но эксперты объясняют это эффектом госпрограммы утилизации старых машин и эффектом низкой базы. Участники рынка ждут роста за год на уровне 9-10%.
В апреле 2010 года продажи новых автомобилей в России выросли впервые с начала кризиса. Причем по сравнению с апрелем прошлого года рост составил около 20% - со 136,3 тысячи автомобилей до 163,3 тысячи автомобилей, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Самой продаваемой маркой осталась российская Lada, за которой следуют Chevrolet, Kia и Renault. В последний раз столь высокие показатели наблюдались в сентябре 2008 года - непосредственно перед началом острой фазы кризиса. Тем не менее, в целом показатели первых четырех месяцев оставляют желать лучшего - как сообщает газета «Ведомости», за январь-апрель 2010 года продажи снизились на 13% по сравнению с 2009 годом. Эксперты связывают такие результаты с государственной программой утилизации старых автомобилей, способствовавшей росту продаж недорогих новых машин. По программе, позволяющей при сдаче в утиль автомобиля возрастом старше 10 лет получить скидку в 50 тысяч рублей на покупку новой машины российского производства, министерство промышленности и торговли РФ уже выдал почти 124,5 тысячи сертификатов. Продажи наиболее востребованной в рамках программы марки - Lada - выросли в апреле на 54% (в 2,7 раза быстрее рынка). Впрочем, рост продаж демонстрируют и некоторые модели, не попавшие в список Минпромторга. Участники рынка объясняют это сразу несколько факторами. Многие автопроизводители сейчас предоставляют дополнительный дисконт на ряд своих моделей для увеличения продаж. На продажах иномарок сказалось и укрепление рубля по отношению к мировым валютам. Кроме того, все более заметное восстановление автокредитования привело к тому, что доля продаж машин в кредит у некоторых дилеров уже вернулась на докризисные уровни. Свое влияние на статистику оказывает и эффект низкой базы - провал продаж в апреле прошлого года на фоне обвала автокредитования и роста цен позволяют демонстрировать процентный рост в этом году. Тем не менее, как сообщает газета «Коммерсантъ», участники рынка не ждут быстрого восстановления продаж автомобилей (особенно с учетом снижения продаж ряда марок, таких как Mazda, Opel и Nissan), и в целом по году пока прогнозируют рост на уровне 9-10%.