15 декабря 2009 года президент ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров (на фото) сообщил, что совет директоров предприятия намерен выделить ряд вспомогательных производств в дочерние общества. Вне штата окажутся металлургический, прессовый и инструментальный цеха, а также подразделения, которые занимаются производством пластмасс, пресс-форм, штампов и переработкой промышленных отходов. За счет этого завод планирует к апрелю 2010 года вывести за штат 30 тысяч сотрудников. С учетом уже попавших под оптимизацию штата 12,4 тысячи работников, которые будут переведены в недавно созданные «АвтоВАЗ-Перспектива» и «Реформинг-центр», число трудоустроенных на самом предприятии сократится примерно до 64 тысяч. Это позволит ВАЗу ежегодно экономить на зарплате до $400 млн. Аналогичные планы у топ-менеджмента АвтоВАЗа есть и в отношении научно-технического центра предприятия, где работает около 7 тысяч человек. Выделение вспомогательных производств АвтоВАЗа - одна из самых старых и самых острых проблем завода. О том, что он перегружен персоналом, говорил еще старый менеджмент во главе с Владимиром Каданниковым, а затем и управленцы ФГУП «Рособоронэкспорт», пришедшие на предприятие в конце 2005 года. По количеству выпущенных машин на одного рабочего АвтоВАЗ отстает от иностранных автопроизводителей: если в 2008 году завод выпустил шесть автомобилей на сотрудника, то его партнер владелец блокпакета французский концерн Renault на своем заводе в Москве - 30,4 автомобиля. Впрочем, планы, обнародованные Комаровым, пока находятся «в самой начальной стадии», а осторожность в их разработке, по мнению экспертов, объясняется тем, что любое намерение вывести за штат персонал чревато социальным взрывом в Самарской области. В целом задача ВАЗа - оставить у себя только сборку автомобилей и производство двигателей, то есть то, что во всем мире считается ключевой компетенцией автопроизводителя. Как неофициально говорят на предприятии, это примерно соответствует численности в 25-30 тыс. сотрудников. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ».