Перед кризисом российские автопроизводители слишком много занимали, мало обращали внимания на угрозы со стороны конкурентных производств в Южной Корее и Китае, а также недостаточно критично подходили к оценке будущего роста рынка и своего уровня развития. Все это, по мнению экспертов, привело отрасль в кризисные времена к тому бедственному положению, в котором она находится сейчас. Так, например, ситуация на рынке кредитования перед началом кризиса была очень благоприятна и такой крупнейший автопроизводитель, как ГАЗ, покупая британский автозавод LDV, разрабатывая новый дизель ЯМЗ-530 и модель Volga Siber, к началу 2009 года увеличил свой долг до 45 млрд. рублей (включая обязательства по облигациям). Долг другого большого производителя - ОАО «АвтоВАЗ» на конец 2008 года составлял по МСФО 50 млрд. рублей и имел не очень хорошую структуру, так как почти 47 млрд. рублей относились к категории «коротких» долгов. АвтоВАЗ получил за год 24,6 млрд. рублей убытка, хотя успел в 2006 году запустить единственную новую модель - Lada Kalina. ВАЗ увеличил задолженность в основном за счет создания производства Lada Kalina (стоимость порядка $650 млн.) и запустив сборку Priora на базе 10-й модели (150 млн. евро). Эксперты считают, что главная беда ВАЗа - большие издержки, ведь завод рентабелен при выпуске не менее 600 тысяч автомобилей в год. Более благополучно в этом отношении выглядит ОАО «КамАЗ», получивший доступ к госпрограмме по закупке автотехники, хотя и его долг на начало 2009 года достиг $763 млн. Долг «Соллерс» к настоящему времени составляет 25 млрд. рублей, а в планах - его снижение до конца года до 20,5 млрд. рублей. Автопрозиводители рассчитывали преодолеть трудности с помощью государства. По словам чиновников, они сделали многое для автомобильной отрасли, хотя поддержку рынка на 10-15% от объемов 2008 года вряд ли можно назвать достаточной, особенно в сравнении с программами поддержки в других государствах, где объем помощи достигал 40%. Сейчас большинство российских автопроизводителей намерены осуществить реструктуризацию кредитов в пользу более «длинных» долгов. Эксперты полагают, что кризис и его последствия направят усилия менеджеров предприятий в нужном направлении, так как стратегия развития отрасли нуждается в перестройке. Об этом сообщает газета «Ведомости».