ОАО «АвтоВАЗ», на складах которого скопился двухмесячный запас автомобилей, намерен до марта разработать две новые программы автокредитования. Ставки по действующей программе АвтоВАЗа значительно превышают ставки западных автоконцернов, однако в новой будут участвовать госбанки, то есть ставки по кредитам могут быть субсидированы.
АвтоВАЗ разрабатывает две собственные программы потребительский кредитования, рассказал вчера президент завода Борис Алешин на форуме «Россия-2009». Первая программа, уточнил топ-менеджер, будет опираться на собственные средства АвтоВАЗа, а для второй будут привлекаться деньги банков. Какие именно банки будут партнерами АвтоВАЗа, Борис Алешин не уточнил, пообещав раскрыть подробности программы в марте. По словам двух источников на АвтоВАЗе, партнерами завода, скорее всего, будут ВТБ и Сбербанк. Размер процентных ставок, а также модели, на которые будет распространяться программа, пока обсуждаются.
У АвтоВАЗа уже есть программа автокредитования под названием «АБД Кредит», партнером в ней является подконтрольный заводу ЗАО КБ «Автомобильный банкирский дом» (АБД, г. Тольятти). Процентная ставка варьируется в пределах 21-23%. Кроме того, у дочернего АвтоВАЗу дилерского холдинга «Лада-Сервис» также есть собственная кредитная программа вместе с ЗАО «Банк ВТБ 24» и ООО «Русфинанс Банк» (г. Самара). Ставка по кредиту там составляет 22%.
Сейчас АвтоВАЗ переживает кризис сбыта. На складах завода скопилось 110 тысяч автомобилей, то есть двухмесячный объем производства. Вчера Борис Алешин пояснил, что осенью 2008 года в условиях начавшегося кризиса завод «сознательно работал на склад», так как ожидал постепенной девальвации рубля и решил, что в этих условиях выгоднее накопить остаток из собранных автомобилей, нежели денежные средства. С точки зрения производственного менеджмента, наверное, это решение здравое, соглашается аналитик Банка Москвы Михаил Лямин, но «с точки зрения финансового - вряд ли». Аналитик не верит, что АвтоВАЗ осенью располагал «сколько-нибудь значительной суммой», и напоминает, что сейчас завод расплачивается с поставщиками не деньгами, а векселями. Впрочем, источники, близкие к АвтоВАЗу, напоминают, что за собранные автомобили завод накопил «некий долг» перед поставщиками «и теперь этот долг тоже девальвируется», поэтому решение накопить складской запас «было в любом случае выгодным». Но теперь АвтоВАЗ намерен начать расчищать складские запасы, и программа автокредитования должна стимулировать продажи. Сколько в нее будет вложено собственных средств, на заводе не говорят.
Программы по автокредитованию западных концернов всегда были выгоднее, чем российских. Например, владелец блокпакета АвтоВАЗа Renault каждый четвертый свой автомобиль в России продает через программу «Renault-Кредит», ставка по которой не превышает 12-13%, а при неблагоприятной рыночной ситуации снижается до нуля. Вчера в российском офисе Renault сказали, что участвовать в разработке новых кредитных программ АвтоВАЗа пока не собираются. Впрочем, Михаил Пак из ИФК «Метрополь» говорит, что если партнерами новых программ АвтоВАЗа станут Сбербанк и ВТБ, то они, как госбанки, смогут субсидировать часть ставки завода по кредиту. Совместные со Сбербанком и ВТБ программы есть у ОАО «Соллерс» (действуют с осени 2008 года), ставка по ним составляет от 10,4%, но при необходимости снижается до нуля, говорит представитель «Соллерса» Сергей Ильинский. В конце 2008 года премьер-министр РФ Владимир Путин обещал, что одним из элементов господдержки авторынка станет субсидирование кредитов на покупку автомобилей дешевле 350 тысяч рублей. Вся продукция АвтоВАЗа попадает в этот сегмент.
Источник: газета «Коммерсантъ».