В начале этой недели Центробанк РФ опубликовал исследование, в котором пришел к выводу, что ослабление рубля негативно скажется на экономике страны. Но эксперты полагают, что это - лишь оправдание монетарной политики ЦБ, которая позволяет добиваться замедления инфляции за счет укрепления рубля и снижения доходов населения.
Сегодня, 15 мая 2017 года, Центробанк РФ опубликовал подготовленную Департаментом исследований и прогнозирования аналитическую записку «Валютный курс и конкурентоспособность экономики», в которой пришел к выводу, что «конкуренция за счет искусственного занижения курса национальной валюты - это ценовой демпинг, который не стимулирует рост качества и эффективности производства, благосостояния населения». По мнению авторов этого исследования, «опираться на эту политику в средне- и долгосрочной перспективе означает участвовать в гонке на понижение заработных плат с бедными странами с избытком дешевой рабочей силы», что в конечном итоге потребует «все более сильного занижения реального валютного курса и заработных плат, низких стандартов потребления».
Аналитики ЦБ вполне справедливо указывают, что промышленные товары редко производятся на территории одной страны, поэтому конкуренция только за счет девальвации национальной валюты приведет «к увеличению технологического отставания». Однако регулятор уверенно делает вывод, что рост производства за счет низкого обменного курса будет неустойчивым и не приведет к повышению благосостояния, поскольку в современных условиях для этого требуется «встраивание в глобальные производственные цепочки на все более высоком уровне создания добавленной стоимости, где уровень курса национальной валюты имеет второстепенное значение». ЦБ также подчеркивает, что «укрепление валютного курса - это нормальный процесс для стран "догоняющего" развития, нацеленных на уменьшение своего отставания», игнорируя тот факт, что в большинстве случаев это в значительной степени зависит от внешнеторгового баланса, а также бюджетной и монетарной политики.
При этом ЦБ уверенно заявляет, что исторический опыт показал неудачность поддержки экономики страны за счет занижения реального валютного курса путем операций на валютном рынке, в том числе из-за того, что «реальный валютный курс все равно укрепляется, но под действием более высоких темпов роста цен». Подобная ситуация наблюдалась в России в 2000-х гг., что «привело к опережающему росту заработных плат в экономике по сравнению с ростом производительности труда», игнорируя общеизвестную зависимость России от экспорта нефти и газа и невозможность полностью изымать излишки валютных поступлений рыночными методами без риска резкого ускорения инфляции. Также ЦБ приводит в пример Китай, который за счет заниженного курса юаня добился росту трудоемкого производства в период активной индустриализации и урбанизации, однако в дальнейшем слабость национальной валюты, по версии российского регулятора, стала препятствием для экономического роста (что, впрочем, не мешало властям США обвинять Пекин в намеренной девальвации юаня вплоть до настоящего времени).
Выводы российского регулятора, по мнению независимых экспертов, выглядят явно сомнительными, особенно если вспомнить «валютные войны» времен мирового экономического кризиса 2007-2009 гг. и последующего периода восстановления, которые сводились к попыткам центробанков разных стран мира искусственно ослабить свою валюту, поскольку это позволяет увеличить экспорт и снизить импорт, тем самым стимулировав рост собственной экономики. Ослабление доллара в период проведения сверхмягкой денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы (ФРС) США в 2008-2015 гг. в известной степени способствовало восстановлению американской экономики. Эту практику во время мирового кризиса и после него использовали и другие мировые регуляторы, включая Европейский Центробанк (ЕЦБ), Банк Англии, Банк Японии, Народный банк Китая и так далее.
По мнению экспертов, «аналитическая записка» в действительности является оправданием проводимой в настоящее время монетарной политики ЦБ. Регулятор в последние два года концентрируется на борьбе с инфляцией, а этому очень способствует укрепление рубля, приводящее к снижению цен на импортные товары. При этом высокая ключевая ставка, которая является неоправданно завышенной, даже если следовать обоснованиям самого ЦБ, способствует притоку спекулятивного капитала и еще большему укреплению рубля. В результате регулятору не требуются дополнительные усилия по борьбе с инфляцией - рост курса российской валюты и более чем двухлетнее практически непрерывное снижение реальных денежных доходов населения, а также высокие ставки по кредитам и сжатие денежной массы, исправно приводят к замедлению темпов роста потребительских цен.
Однако регулятор отказывается учитывать то, что высокий обменный курс рубля негативно сказывается на положении как компаний-экспортеров, так и производителей, работающих на внутренний рынок, в то время как высокие ставки по кредитам не лучшим образом действуют на экономику в целом. А это, в свою очередь, приводит к тому самому снижению доходов и расходов населения, которое является в настоящее время одним из двух основных факторов замедления инфляции. Кроме того, высокий обменный курс приводит к сокращению рублевых поступлений в федеральный бюджет РФ, что сокращает возможности государства в плане госинвестиций и косвенной поддержки отдельных отраслей, в том числе за счет субсидирования ставок по кредитам, а также индексации зарплат бюджетников, пенсий и социальных пособий. А это, в свою очередь, также негативно сказывается на восстановлении экономики.
Любопытно, что в последние месяцы, как и летом прошлого года, участились заявления чиновников высшего уровня о том, что курс рубля явно завышен. Напомним, еще в конце апреля президент РФ Владимир Путин заявил, что чрезмерное укрепление рубля - «одна из ключевых проблем» и власти ищут «варианты рыночных мер влияния», а вслед за ним министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев назвал наиболее «приемлемым» и «разумным» курс в 60-65 рублей за $1. В июле прошлого года Путин также говорил о завышенном курсе рубля, после чего министр промышленности и торговли Денис Мантуров обозначил в качестве наиболее комфортного с производственной точки зрения уровень 60-70 рублей за $1, который эксперты информационного агентства «Саминвестор» называли еще в июне прошлого года. Нельзя исключать, что со стороны правительства усилилось давление на председателя ЦБ Эльвиру Набиуллину (на фото) с требованием скорректировать монетарную политику, что и подтолкнуло регулятор к публикации своей «аналитической записки».
Илья Липкинд, Антон Порохов, Сергей Старогородцев,
информационное агентство «Саминвестор».
В тему: «Рублю советуют упасть».
«Кудрин не исключает ослабления рубля к концу года»,
«Чиновники заклинают рубль».
См. также: «Набиуллина будет смягчаться постепенно».
См. также: «Доллар упал ниже 56,53 рубля».
См. также: «Евро в 2016 году упал на 20%».
См. также: «С начала мая нефть Brent упала на 2,3%».
См. также: «В 2016 году цены на нефть выросли в полтора раза».
См. также: «Владимир Путин и курс рубля, часть третья».
См. также: «"Размягчение" ЦБ».