На этой неделе стало известно, что Китай с лета 2010 года начали сокращать вложения в долларовые активы. В результате их доля в валютных резервах Китая сократилась до 10-летнего минимума - 54%. Эксперты полагают, Китай с 2010 года начал диверсифицировать свои резервы за счет евро, но расходятся в оценках этого решения.
К 30 июня 2011 года Китайская Народная Республика сократила объем инвестиций в казначейские облигации США (treasure), сообщает американская газета «Wall Street Journal» со ссылкой на анализ данных Казначейства США о вложениях иностранцев в американские ценные бумаги. По данным издания, Китай по-прежнему остается крупнейшим держателем госдолга США, однако темпы роста вложений в казначейские облигации в прошлом году явно отставали от темпов роста китайских золотовалютных резервов. С июня 2010 года по июнь 2011 года номинальная стоимость долларовых активов, находящихся в собственности Китая, выросла на $115 млрд. до $1,73 трлн. (+6,7%), в то время как резервы - на $746 млрд. до $3,2 трлн. (+30%). При этом в течение последнего года на американские ценные бумаги пришлось лишь 15% прироста валютных резервов КНР (в 2010 году - 45%). В результате доля номинированных в долларах активов в валютных резервах КНР сократилась до минимального за последние 10 лет уровня - 54%, хотя еще летом 2010 года на них приходилось примерно 65%, а в 2006 году - 74. При этом к началу 2012 года китайские инвестиции в собственно treasure сократились еще на $156 млрд. до $1,15 трлн., сообщает агентство Reuters.
Эксперты полагают, что Китай приступил к диверсификации свои золотовалютных резервов еще в начале 2010 года. Вероятно, к этому Поднебесную подталкивали слабое послекризисное восстановление американской экономики, программы количественного смягчения Федеральной резервной системы (ФРС) США, провоцировавшие девальвацию доллара, стремительный рост госдолга США, а также низкие ставки по treasure. Дополнительным стимулом переориентироваться на евро, скорее всего, стало то, что Евросоюз в последние годы выдвинулся на первое место среди импортеров китайских товаров и поставщиков современных технологий в КНР. Впрочем, эксперты расходятся в оценках, насколько своевременным и удачным было решение о диверсификации валютных резервов, учитывая ускорившийся рост американской экономики на фоне европейского долгового кризиса, вероятной рецессии в Еврозоне и вливаний ликвидности Европейским Центробанком (ЕЦБ) в банки региона (только трехлетних обеспеченных кредитов в два приема было выдано более чем на 1 трлн. евро).
По мнению экспертов, именно увеличение доли евро в ущерб доллару, скорее всего, подтолкнуло власти Китая заявить о своей готовности поддержать Еврозону в борьбе с кризисом госдолгов, хотя еще осенью прошлого года китайские лидеры советовали Европе спасаться собственными силами. Некоторые финансисты опасаются, что снижение покупок Китаем американских ценных бумаг приведет к росту ставок в долларовой зоне, что будет негативно сказываться на темпах роста американской экономики, а также на состоянии и без того «расшатанного» американского бюджета, в очередной раз принятого с огромным дефицитом. Впрочем, некоторые эксперты не исключают, что в действительности вложения КНР в долларовые активы заметно выше. Однако по информации Казначейства их невозможно отследить, так как часть активов могла приобретаться инвестиционными фондами, не являющимися государственными, а также дочерними компаниями, зарегистрированными в других странах. Пока, как пишет «Wall Street Journal», общий мировой спрос на ценные бумаги США остается сильным.
ИА «Саминвестор».