С 1 января Центробанк РФ вынужден будет публиковать на своем сайте данные о результатах проверок и санкциях, наложенных на банки. Банкиры опасаются, что это ухудшит и без того непростую ситуацию в российских банках, но избежать такой открытости ЦБ не может из-за вступления в силу закона об инсайдерской информации.
21 декабря 2011 года в «Вестнике Банка России» был опубликован текст Указания № 2723-У «Об инсайдерской информации Банка России», которое вступит в силу с 1 января 2012 года. В соответствии с ним после нового года на официальном сайте регулятора будет раскрываться информация о проведении проверок в банковских организациях и наложенных на них санкциях. В перечень сведений, которые станут общедоступными после 1 января, попадут не только результаты проверок в части выявленных нарушений, но и сообщения о применении к банкам таких санкций как введение ограничений или запрета на прием вкладов населения, привлечение сотрудников банков к административной ответственности за нарушения ФЗ «О легализации доходов, полученных преступным путем».
Любопытно, что до сих пор и ЦБ, и сами банки такую информацию не раскрывали. Однако к неожиданной открытости регулятор был вынужден перейти в связи с вступлением в силу ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации» с 1 августа этого года. Статья 3 этого закона напрямую предписывает ЦБ раскрывать данные о результатах проверок, принятых в отношении банков решениях и привлечении их сотрудников к административной ответственности. Впрочем, судя по тексту указания, регулятор попытался насколько возможно избежать чрезмерной информационной открытости в таких вопросах как публикация результатов проверок и данных о привлеченных к административной ответственности банкирах.
Тем не менее, участники рынка опасаются, что открытость ЦБ может нанести серьезный удар по банковской системе, которая особенно уязвима из-за острого дефицита ликвидности и ожиданий начала нового кризиса. В этой ситуации сообщения регулятора о проведении внеплановых проверок и тем более о введении ограничений на привлечение вкладов может грозить банкам в лучшем случае дополнительными серьезными сложностями в работе, в худшем - банкротством. Один из банкиров вспоминает, что летом 2004 года одного неудачного заявления высокопоставленного сотрудника ЦБ (погибшего в 2006 году первого заместителя председателя ЦБ Андрея Козлова) о наличии у ЦБ «черных списков» оказалось достаточно, чтобы «на пустом месте» спровоцировать так называемый «кризис банковского доверия».
Аналогичные примеры можно было наблюдать и позже - появление в прессе информации о проблемах тех или иных банков во время кризиса 2008-2009 гг. в ряде случаев приводило к быстрому введению процедуры санации или банкротства в этих организациях из-за оттока клиентских средств. Впрочем, и в относительно благополучный межкризисный период (II полугодие 2010 года - I полугодие 2011 года) общедоступность инсайдерской информации нередко ускоряла банковские банкротства, как это было с ОАО КБ «Соцгорбанк», заподозренным в причастности к «группе Урина». Впрочем, часть экспертов полагают, что при достаточно осторожной кредитной политике и исполнении законов и предписаний ЦБ большинство банков особых проблем не почувствует, поскольку штрафы за технические нарушения антиотмывочного законодательства едва ли приведут к заметному оттоку клиентов.
ИА «Саминвестор».