19 сентября власти Белоруссии подписали договор о сотрудничестве в области приватизации и привлечения инвестиций с Китайской Народной Республикой. Эксперты полагают, что за счет средств из Китая президент Белоруссии Александр Лукашенко намерен справиться с экономическим кризисом, обойдясь при этом без помощи России и МВФ.
19 сентября 2011 года по итогам визита в Белоруссию главы парламента Китайской Народной Республики (КНР) У Банго был подписан договор «О финансовом сотрудничестве в приватизации и привлечении китайских инвестиций в Белоруссию в 2011-2013 гг.». Фактически этот документ дает «зеленый свет» китайским структурам при приватизации белорусских предприятий в противовес российскому бизнесу. В качестве дополнения к соглашению о приватизации власти Китая предоставят правительству Белоруссии льготный кредит на $1 млрд., который предполагается направить на реализацию ряда совместных проектов на территории страны.
Любопытно, что ранее наибольший интерес к активам в Белоруссии проявляли именно предприниматели из России. В числе предприятий, в приобретении которых были заинтересованы российские компании, называли автопроизводителей - ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) и ОАО «Белорусский автомобильный завод» (БелАЗ), предприятия химической отрасли (ОАО «Беларуськалий»), металлургической (РУП «Белорусский металлургический завод», БМЗ), а также молочные и нефтеперерабатывающие заводы. При этом российский бизнес опирался на активную поддержку правительства. В частности, нежелание белорусских властей продавать молочные и нефтеперерабатывающие заводы привело в последние два года к давлению со стороны российского правительства в виде «молочных войн» и отмены льготной пошлины на поставки нефти.
Один из экспертов $ охарактеризовал действия президента Белоруссии Александра Лукашенко (на фото) как «ход конем» - не дождавшись помощи со стороны Международного валютного фонда (МВФ), он довольно быстро нашел противовес России на Дальнем Востоке. У МВФ летом этого года белорусские власти пытались получить стабилизационный кредит на сумму $3,5-8 млрд. в дополнение к помощи в размере $3,46 млрд. в 2009-2010 гг. Кроме того, весной-летом правительство Белоруссии вело переговоры с Антикризисным фондом Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) о кредите в размере $3-3,5 млрд., а также с ОАО «Сбербанк России» о кредите на $2 млрд. под залог 35-процентного пакета акций ОАО «Беларуськалий».
Однако два последних варианта были отвергнуты Лукашенко, поскольку кредит ЕврАзЭС предполагал проведение масштабной приватизации госимущества, а кредит Сбербанка был чреват появлением в капитале крупнейшего белорусского предприятия российского акционера. Однако экономический кризис в Белоруссии и стремительная девальвация национальной валюты серьезно ограничивали Лукашенко в маневрах, в связи с чем власти Белоруссии возобновили переговоры со Сбербанком, но уже на более мягких условиях. Любопытно, что, по оценкам экспертов, Китай интересуют те же активы, что и россиян: машиностроительные и химические предприятия. Вероятно, переориентация Лукашенко на КНР связана не только с давлением с российской стороны и отсутствием новой помощи от МВФ, но и тем, что в распоряжении КНР имеются золотовалютные резервы объемом до $3 трлн. Эксперты полагают, что в результате китайские инвесторы получат серьезные преференции, потеснив российских претендентов на белорусские активы.
В тему: «Лукашенко вернулся к Сбербанку»,
«Лукашенко отказался от кредита»,
«Греф одолжил Лукашенко»,
«Лукашенко пошел на поклон к МВФ»,
«Белоруссия уходит в кризис»,
«Рубль устремился вниз».