P. $. |
«Группа Урина»
Банки, бенефициаром которых, возможно, являлся Матвей Урин |
В декабре 2010 года лишились лицензий:
ЗАО АКБ «Славянский Банк» (г. Москва);
ЗАО АКБ «Традо-банк» (Московская область, г. Красногорск);
ОАО «Банк «Монетный дом» (г. Челябинск);
ОАО «Уральский финансово-промышленный банк» (Уралфинпромбанк, г. Екатеринбург);
ОАО КБ «Донской Инвестиционный Банк» (Донбанк, Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский);
ЗАО «АКБ «Русско-Германский Торговый Банк» (не входил в ССВ).
В марте 2011 года:
ОАО АКБ «Мультибанк» (г. Москва).
В апреле 2011 года:
ОАО КБ «Соцгорбанк» (Московская область, г. Мытищи).
Также Матвей Урин пытался приобрести ОАО «Русский торгово-промышленный банк» (Рускобанк, Ленинградская область, г. Всеволожск), однако сделке помешал его конфликт с основателем банковского холдинга «Восточно-европейская финансовая корпорация» (ВЕФК) Александром Гительсоном и арест за хулиганство. |
На этой неделе стало известно, что Центробанк РФ планирует ужесточить контроль за банками, которые пользуются услугами сомнительных депозитариев и аудиторов. Эксперты полагают, что к этому регулятор подтолкнули скандалы вокруг банковских банкротств и отказ от последних «антидепозитарных» инициатив ЦБ.
25 августа 2011 года заместитель директора департамента банковского регулирования и надзора Центробанка РФ Михаил Ковригин на Всероссийском банковском форуме в Нижнем Новгороде заявил, что регулятор планирует ужесточить контроль за депозитариями и аудиторскими компаниями. По словам Ковригина, до 30% из 700 участников рынка депозитарных услуг «оказывают банкам услуги по учету несуществующих ценных бумаг», сообщает агентство «Прайм-тасс». Активность ЦБ в этом направлении связана с несколькими крупными скандалами в банковской сфере, разразившимися в течение последнего года. В конце 2010 года и начале 2011 года были отозваны лицензии у группы банков, контролировавшихся Матвеем Уриным. Во всех случаях ЦБ и госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) выявили многочисленные факты вывода активов. В частности, «группа Урина» использовала для этого фиктивную куплю-продажу ценных бумаг. Несуществующие акции и облигации учитывались депозитарием «Эдвантис Кэпитал», а средства направлялись на покупку новых банков. В АСВ общий объем выплат вкладчикам банков Урина оценили в 16,6 млрд. рублей. Позже аналогичные схемы были выявлены и в двух банках, не входивших в «группу Урина».
Этим летом ЦБ попытался предпринять меры по предотвращению новых банкротств такого типа. В начале июня 2011 года Центробанк РФ разослал по своим территориальным управлениям рекомендации проверить операции банков с профучастниками фондового рынка, которые могут иметь отношение к фиктивным сделкам с ценными бумагами. В июле регулятор опубликовал проект указания «Об особенностях формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по операциям с ценными бумагами, права на которые в соответствии с применимым правом подлежат удостоверению депозитариями». В соответствии с ним банкам пришлось бы создавать резервы в размере 100% балансовой стоимости ценных бумаг при работе с депозитарием, не соответствующим критериям надежности ЦБ. Однако эта инициатива была негативно оценена всеми остальными заинтересованными сторонами, с которыми согласовывался проект: Профессиональной ассоциацией регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и Министерством финансов. Тем не менее, за Центробанком остается право более жестко проверять банки, продолжающие работать с «подозрительными» депозитариями.
Кроме того, ЦБ планирует более жестко проверять отчетность банков, аудиторами которых являются компании, ранее аудировавшие санированные или обанкротившиеся банки. Вероятно, к этому регулятор подтолкнуло скандальное банкротство ЗАО «Международный промышленный банк» осенью прошлого года, а также предбанкротное состояние ОАО АКБ «Банк Москвы», на санацию которого потребуется 395 млрд. рублей. По словам Ковригина, регулятор планирует «уделять внимание банкам, которые работают с «комфортными» аудиторами». Что касается самих аудиторов, то единственной мерой, которую ЦБ может к ним применить, является иск в суд. Однако даже если ему удастся добиться исключения аудиторской компании из реестра, действующее законодательство не мешает ее учредителям создать новую с тем же штатом. Предложения же о введении персональной ответственности за ложные аудиторские заключения особой поддержки не встречают, тем более что в ряде случаев у аудиторов нет возможностей проверить достоверность предоставляемой им отчетности, а потому наличие или отсутствие умысла при составлении аудиторского заключения доказать будет практически невозможно.
В тему: «Игнатьева не пустили в депозитарии»,
«ЦБ усомнился в депозитариях»,
«ЦБ отправился за уриными в регионы».
См. также: «Урин требует деньги обратно»,
«Банки Урина множатся»,
«Урину добавили банков»,
«Соцгорбанк отправили на банкротство»,
«"Группу Урина" растащили по-крупному».