Новости Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
08.10.2010

Потребители теряют оптимизм

Потребители теряют оптимизм

7 октября Росстат сообщил о снижении индекса потребительской уверенности в III квартале. Эксперты полагают, что связано со скачком инфляции и отсутствием реальных улучшений на рынке труда. Уже наметившееся на этом фоне снижение потребительской активности в дальнейшем может стать серьезной проблемой для восстановления отечественной экономики.

7 октября 2010 года Росстат сообщил о снижении индекса потребительской уверенности в III квартале на 4 процентных пункта до -11% (во II квартале он вырос на 5 пунктов). Отрицательная динамика этого показателя наблюдается впервые с весны 2009 года. Причем столь низкий уровень в последний раз наблюдался только на пике кризиса - в конце 2008 года и начале 2009 года. Судя по данным исследования, в настоящее время ухудшения ситуации ждут примерно 24% опрошенных (во II квартале их было 17%), в то время как число оптимистов сократилось до 21% (27%). Отрицательно оценивают произошедшие изменения в экономической ситуации 35% (31%), положительно - 21% (23%). Еще более существенно снизился индекс ожидаемых изменений материального положения - с 0,32% до минус 5%. Впрочем, эксперты отмечают, что в плане оценки своих будущих доходов россияне всегда были пессимистичны. В положительную зону индекс матположения выходил всего трижды за последние 12 лет - во II квартале 2007 года, в III квартале 2008 года и во II квартале 2010 года, сообщает газета «Ведомости».

Впрочем, в III квартале 2010 года пессимизм россиян имел под собой достаточно серьезные основания - скачок инфляции после засушливого лета и обусловленный этим нулевой прирост реальных зарплат. За три месяца продовольствие подорожало на 2,8%, при том что обычно июль-сентябрь с точки зрения инфляции всегда являлись самыми спокойными месяцами благодаря сезонному удешевлению плодоовощной продукции. В результате 93% опрошенных ждут продолжения роста цен (во II квартале их было 89%), причем 81% опрошенных уверены, что цены будут обгонять увеличение их собственных доходов. Не изменились по сравнению со II кварталом 2010 года лишь два показателя, которые, впрочем, никогда не выходили из отрицательной зоны: индекс благоприятности условий для крупных покупок (-25%) и индекс благоприятности условий для сбережения (-39%), сообщает газета «RBCdaily». Эксперты считают, что помимо инфляции на настроениях российских потребителей сказалось отсутствие реальных улучшений на рынке труда и в социальной сфере после окончания острой фазы кризиса, а также сохраняющаяся ситуация неопределенности в мировой экономике.

Результатом снижения уверенности уже стало уменьшение и потребительской активности - в августе 2010 года, как сообщает министерство экономического развития РФ, объем розничной торговли сократился на 0,5% после роста на 0,7% в июле. Наиболее заметное снижение отмечалось в приобретении потребительских товаров длительного пользования. Впрочем, розничные компании в большинстве своем уверены, что спад продаж окажется недолгим и быстро сменится докризисными темпами роста. Аналитики отмечают, что пессимизм россиян создает дополнительные и весьма серьезные трудности для отечественной экономики. Снижение потребительского спроса на товары и услуги может привести к сокращению производства значительной части предприятий, что в свою очередь будет негативно сказываться на доходах населения через сокращение зарплатного фонда, прекращение набора сотрудников и даже возобновление сокращения штата. Этот процесс уже наметился в августе-сентябре 2010 года, когда ряд предприятий сократили или вовсе отменили набор новых сотрудников.

←Назад
Поделиться: