23 августа возглавляемый Геннадием Онищенко Роспотребнадзор сообщил, что в I полугодии 2010 года количество жалоб населения на банки выросло более чем в 3 раза. Эксперты связывают это с сохраняющимися финансовыми проблемами части заемщиков, которые пытаются таким образом смягчить долговую нагрузку.
23 августа 2010 года возглавляемый Геннадием Онищенко (на фото) Роспотребнадзор сообщил о росте обращений граждан с жалобами на банки. В I полугодии их количество выросло в 3,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а число письменных жалоб удвоилось. Результатом этого стал рост числа внеплановых проверок банков - в январе-июне 2010 года их было проведено 276, в то время как за весь 2009 год их было всего 252. Как сообщает пресс-служба Роспотребнадзора, «если за весь 2009 год к административной ответственности было привлечено 326 лиц, признанных виновными в нарушении прав потребителей финансовых услуг, то в первом полугодии 2010 года - уже 299». В защиту потребителей за последние полгода ведомство подало 22 иска (в прошлом году их было всего 9), пока выиграно 2 (год назад - 3). Одну из побед Роспотребнадзор одержал в Самаре над ОАО АКБ «АК БАРС» - 15 июля суд принял решение в пользу ведомства, которое по жалобе одного из самарцев оспаривало внесение в типовой договор банком «АК Барс» условия о возможности одностороннего изменения процентной ставки по потребительскому кредиту.
По мнению экспертов, рост числа жалоб со стороны граждан на банки, скорее всего, связан с ростом финансовой культуры граждан. Называть это результатом восстановления кредитования физлиц аналитики не рискуют - темпы роста потребительского кредитования на порядок отстают от темпов роста числа жалоб на банки. Кроме того, за последние три года подавляющее большинство финансовых учреждений пересмотрело свою политику в этом плане, отказавшись от скрытых комиссий и других способов увеличить свою маржу. Не исключено, что рост жалоб стал следствием финансовых проблем части заемщиков - несмотря на объявленное властями окончание кризиса в России, доходы значительной части населения страны пока не восстановились до докризисного уровня. При этом различные антикризисные программы, позволявшие смягчить «долговой удар» тем, что в кризис лишился работы или значительной части заработка, походят к концу. В этой ситуации попытки оспорить те или иные пункты кредитных договоров могут стать для заемщиков способом на какое-то время ослабить долговую нагрузку, а самый легкий в этом случае способ - жалоба в Роспотребнадзор.
Любопытно, что в 2009 году - в разгар кризиса - ведомство Геннадия Онищенко само подтолкнуло граждан к такому способу борьбы с банкирами. Как сообщалось ранее, в прошлом году значительно выросло количество плановых проверок, проводимых этой организацией, в то время как количество жалоб осталось примерно на уровне 2008 года. Также ведомство отмечало увеличение числа судебных решений в свою пользу: на 70% в 2009 году по сравнению с 2008 годом, и почти втрое годом ранее. Тогда эксперты говорили о том, что такие достижения Роспотребнадзора обеспечены в основном попытками властей любыми способами снизить социальное напряжение в обществе, многократное выросшее из-за экономического кризиса. Одним из таких способов стало давление на банки, что должно было смягчить положение безработных заемщиков. Можно предположить, что в этом году постепенный возврат кредитных учреждений к докризисным методам работы спровоцировал рост обращений граждан в Роспотребнадзор.
Сами банкиры утверждают, что особого увеличения количества жалоб они не наблюдают. Тем не менее, как сообщает газета «Коммерсантъ», в июле Ассоциация российских банков направила запрос в Генпрокуратуру о целесообразности столь частых проверок банков Роспотребнадзором. Действующая редакция 294-ФЗ («О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля и муниципального контроля») позволяет ведомству проводить за три года проверки каждого филиала банка в различные даты вне зависимости от дат проведения проверки головного подразделения, что фактически позволяет Роспотребнадзору проверять крупные сетевые банки по нескольку раз в год. Скорее всего, в дальнейшем этот закон может быть уточнен, чтобы снизить давление Роспотребнадзора на кредитные учреждения. Тем не менее, эксперты уверены, что высокая активность ведомства какое-то время будет сохраняться. Предыдущий «всплеск» деятельности этой организации приходится на 2007 год. Тогда проверке подверглись ряд российских банков, включая ЗАО «Банк «Русский стандарт» и ООО «Русфинанс Банк» (г. Самара). В результате банкам пришлось начать публиковать эффективную ставку по своим кредитным продуктам и постепенно отказываться от различных комиссий.
См. также «Онищенко вступился за заемщиков»,
«Роспотребнадзор стал лучше защищать граждан от банков».
В тему: «Прокуратура занялась банками»,
«Роспотребнадзор защищает заемщиков»,
«Банкам трудно расстаться с комиссиями».