С 1 сентября фиксированная ставка субсидирования льготных автокредитов в размере 6% заменит плавающую, которая составляет 2/3 ставки рефинансирования Центробанка РФ. В ведомстве этот шаг объясняют ростом выплат по кредитам из-за снижения субсидируемой части по мере уменьшения ставки рефинансирования.
Программа льготного автокредитования была запущена в апреле 2009 года по инициативе министерства промышленности и торговли РФ в качестве одного из инструментов поддержки продаж автомобилей российского производства. По оценкам экспертов, первоначально программа ориентировалась в большей степени на нужды крупнейшего российского автопроизводителя - ОАО «АвтоВАЗ», оказавшегося в числе наиболее пострадавших от кризиса предприятий. Однако еще до утверждения рамки программы были расширены - в нее были включены ряд автомобилей российской сборки стоимостью до 600 тысяч рублей, а также соответствовавшие этому ценовому сегменту «нашемарки» (Ford Focus, Fiat Albea, Renault Logan, Skoda Fabia, Skoda Octavia, Opel Astra) и автомобили совместного производства (Chevrolet Niva, Volga Siber).
11 августа 2010 года министерство промышленности и торговли обнародовало планы внести изменения в действующий порядок предоставления льготных автокредитов. Нововведения, которые предлагает ведомство, коснутся определения ставки по кредитам за счет изменения той ее части, которая субсидируется государством. В настоящее время при предоставлении льготных кредитов используется плавающая ставка, привязанная к ставке рефинансирования Центробанка РФ (7,75% годовых), 2/3 ставки (5,16%) банку выплачивает Минпромторг, а остальную ставку по кредиту - сам заемщик. Сейчас ведомство предлагает перейти от плавающей ставки к фиксированной и субсидировать банкам за свой счет 6%. Как сообщает газета «Коммерсантъ», предполагается, что постановление вступит в силу с 1 сентября. По данным газеты «Ведомости», лоббистом этих изменений выступало ОАО «Сбербанк России», на долю которого приходится примерно половина выданных льготных автокредитов. Как поясняют представители банка, их беспокоило то, что со снижением ставки рефинансирования увеличивались ежемесячные выплаты заемщиков из-за уменьшения размера субсидирования.
По мнению экспертов, введение фиксированной ставки более выгодно для всех участников процесса. Для заемщиков фиксированное субсидирование сделает льготное автокредитование не только более понятным, но и более предсказуемым. За время действия программы ЦБ снижал ставку 14 раз - 13% до 7,75% годовых, что привело к уменьшению на 3,5 процентных пункта размера субсидирования ставки по кредиту Минпромторгом (с 8,66% до 5,16%). В ведомстве сообщают, что «скидка не будет уменьшаться при дальнейшем возможном снижении размера ставки рефинансирования ЦБ, что, в свою очередь, позволит увеличить текущие объемы выдачи кредитов и увеличит объемы реализации транспортных средств». Для самого министерства и банков-партнеров это упростит администрирование программы.
Впрочем, эксперты обращают внимание на то, что введение фиксированной ставки по льготным автокредитам может предшествовать повышению ставки рефинансирования ЦБ. Регулятор уже неоднократно заявлял о такой возможности, ссылаясь на макроэкономическую ситуацию в стране и в мире. В случае, если ставка рефинансирования будет поднята выше 9% годовых, фиксированное субсидирование по автокредитам на уровне 6% станет для заемщиков менее выгодным, чем плавающая ставка. Банкиры говорят, что в случае роста стоимости фондирования последует и повышение ставок по кредитам, что в случае с фиксированной ставкой потребует и пересмотра размера субсидирования Минпромторгом. Однако это будет зависеть уже исключительно от инициативы самого ведомства и его финансовых возможностей. Однако аналитики успокаивают, что даже при пессимистическом варианте развития событий ставка рефинансирования превысит отметку в 9% на ранее января-февраля 2011 года, в то время как действие программы льготного автокредитования заканчивается в декабре 2010 года.
Участники авторынка говорят, что льготные автокредиты вполне оправдали себя - с момента запуска этой программы банки-партнеры выдали по ней 89,9 тысячи кредитов (а количество заявок составило почти 200 тысяч), что способствовало росту продаж на российском авторынке. Отчасти благодаря этому российский авторынок демонстрировал постепенный рост продаж. Так, по итогам 7 месяцев 2010 года количество проданных машин составило 963,7 тысячи (+9% по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года). Тем не менее, значительно больший эффект оказала другая госпрограмма - по утилизации старых автомобилей. Это подтверждают данные крупнейшего участника программы - ОАО «АвтоВАЗ». Согласно данным предприятия, с начала года им было продано в общей сложности 293,5 тысячи автомобилей Lada, в том числе 272,6 тысячи - на внутреннем рынке (рост на 28,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). В рамках утилизационной программы было реализовано 93,6 тысячи машин (34,3% продаж на внутреннем рынке). В июле на внутреннем рынке было продано 51,8 тысячи автомобилей Lada, по программе утилизации - 24,5 тысячи (47,3%). Однако и эта программа истекает в конце этого года, в связи с чем эксперты полагают, что обе программы могут быть продлены на 2011 год для поддержки отечественных автопроизводителей, еще не полностью восстановившихся после кризиса.
См. также «Авторынку жара не помеха»,
«ВАЗ продал в июле 55 тысяч автомобилей»,
«АвтоВАЗ становится прибыльным»,
«Подарок для банкиров»,
«Госкредитование расширяется»,
«ВАЗ отчитался о росте продаж»,
«Автольготы увеличат»,
«Сбербанк начинает выдавать льготные автокредиты».