Новости Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
02.08.2010

«Асоль» лишилась лицензии

«Асоль» лишилась лицензии
P. $.
Сборы и выплаты СК «АСОЛЬ»

- в 2008 году сборы составили 1,098 млрд. рублей, в том числе по страхованию имущества 875,830 млн. рублей, по ОСАГО - 209,708 млн. рублей. Выплаты за этот же период - 626,3 млн. рублей, в том числе по страхованию имущества 482,213 млн. рублей, по ОСАГО - 140,888 млн. рублей.

- в 2009 году сборы составили 451,082 млн. рублей, в том числе по страхованию имущества 307,295 млн. рублей, по ОСАГО - 140,814 млн. рублей. Выплаты за этот же период -  544,663 млн. рублей, в том числе по страхованию имущества 417,633 млн. рублей, по ОСАГО - 126,277 млн. рублей.

- в I полугодии 2010 году сборы составили 65,346 млн. рублей, в том числе по страхованию имущества 27,266 млн. рублей, по ОСАГО - 38,026млн. рублей. Выплаты за этот же период составили 59,323 млн. рублей, в том числе по страхованию имущества 44,456 млн. рублей, по ОСАГО - 14,786 млн. рублей.

В конце июля Федеральная служба страхового надзора приняла решение об отзыве лицензии у тольяттинского ЗАО «СО «Асоль». В ведомстве это объясняют неплатежеспособностью компании. По мнению экспертов, «Асоль» пострадала из-за концентрации на ОСАГО и КАСКО - наиболее убыточных видах страхования.

ЗАО «Страховое общество «Асоль» (г. Тольятти) начало свою деятельность в Самарской области в 1994 году при содействии экс-главы АКБ «Росэстбанк» (объявлен банкротом в марте 2000 года) и ОАО «Национальный торговый банк» (НТБ, г. Тольятти) Виталия Вавилина. С 1999 года компания начала страховать экспортные перевозки ОАО «АвтоВАЗ», а в 2002 году ВАЗ стал одним из акционеров компании. В 2003 году сформировался неофициальный пул из четырех страховых компаний, в которых страховались основные риски автозавода. Наибольшую выгоду от раздела страховых потоков автозавода получили три страховые компании из Тольятти: СК «Асоль», а также ОАСО «АСтрО-Волга» и ОАО «АСКО-ВАЗ». «Асоль» и «АСтрО-Волга» поделили между собой большую часть имущественных рисков предприятия, а также страхование автогражданской ответственности, ответственности за качество продукции и некоторые другие. В «Асоли» страховались также дилеры автозавода и близкие ему банки - АО КБ «Лада-Кредит» (ранее - ЗАО КБ «Автомобильный банкирский дом» (АБД), г. Тольятти) и НТБ. Причем после смены руководства ВАЗа все говорило о том, что предприятие намерено оставить за «Асолью» статус основного страхового партнера своих дилеров. В 2007 году ВАЗ рассматривал возможность ребрендинга компании. Обсуждавшимся вариантом названия стало «Лада-Страхование» (см. «Асоль» станет «Лада-Страхованием»). К этому времени завод сконцентрировал 98,59% акций страховщика (см. «Дети АвтоВАЗа»). Позже доля завода была передана на баланс сбытовой структуры ВАЗа - ОАО «Лада-Сервис».

Однако кризис 2008-2009 гг., вероятно, вынудил предприятие скорректировать свои планы в отношении СО «Асоль». Уже в июле 2009 года Федеральная служба страхового надзора (ФССН) приостановила действие лицензии тольяттинского страховщика. Компания не соблюдала требования ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», систематически нарушая сроки выплат по полисам ОСАГО. Кроме того, на компанию поступали жалобы в связи с занижением суммы выплат. Также ФССН не устраивал новый руководитель «Асоли» - член совета директоров компании Александр Новиков, назначенный в начале 2009 года после ухода прежнего гендиректора Евгения Панина. ФССН неодобрительно отнеслась к назначению Новикова гендиректором «Асоли», так как он не соответствовал квалификационным требованиям, в частности, не имел достаточного опыта работы в страховой отрасли (см. «Росстрахнадзор остановил «Асоль»). Однако тогда тольяттинскому страховщику удалось удержаться на рынке - с 3 сентября ФССН возобновила действие ее лицензии (см. «Асоль» вернулась»).

Но уже 27 мая 2010 года ФССН была вынуждена повторно приостановить действие лицензии - вновь до устранения выявленных нарушений. Однако на этот раз ситуация оказалась серьезнее, и два месяца спустя ведомство приняла решение об отзыве лицензии у некогда одного из крупнейших страховщиков Самарской области. В ФССН отзыв лицензии объясняют проблемами с платежеспособностью «Асоли». Как сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на главу Поволжской инспекции страхового надзора Виктора Лисина, у компании «зафиксировано недоразмещение страховых резервов и недостаток активов», а «ситуация с платежами не улучшается последние полгода». Региональные страховщики ожидают, что большая часть клиентской базы компании может быть передана коллегам из «АСтрО-Волги», в которой контрольным пакетом также располагают структуры ВАЗа. С владельцами полисов ОСАГО, выданных «Асолью», придется разбираться Российскому союзу автостраховщиков.

По мнению экспертов, причинами краха компании стали основное направление деятельности «Асоли» и ее крупнейший акционер. Концентрация тольяттинского страховщика на продвижении ОСАГО и КАСКО через дилеров ВАЗа изначально была стратегией, грозившей крупными финансовыми потерями, так как именно эти виды страхования (особенно в отношении отечественных машин), считают наиболее убыточными. Компенсировать убытки можно было только за счет непрерывного роста страхового портфеля в стиле обычной финансовой «пирамиды», однако кризис и падение продаж «вазовских» автомобилей сделали это невозможным. ВАЗ, пострадавший от такого развития событий еще более серьезно (73,8 млрд. рублей убытка в 2008-2009 гг.), оказать финансовую помощь «Асоли» не смог или не пожелал. В результате менее чем за два года компания, занимавшая прочные позиции в Самарской области и на рынке Санкт-Петербурга, превратилась в относительно небольшого банкрота ( общем объеме сборов за I квартал 2010 года в Самарской области «Асоль» занимала 59 место из 116 работающих в регионе страховщиков).

←Назад
Поделиться: