Может ли банк в условиях кризиса получить сверхприбыль? Может, если это центральный банк, который активно борется с этим кризисом. Так, Банк Англии благодаря массированной поддержке финансовой системы по итогам прошлого года увеличил прибыль на 400%, до $1,5 млрд., рекордного уровня за все 300 лет своего существования. Впрочем, Банк России за прошлый год заработал вдвое больше - $3 млрд.
Доналоговая прибыль Банка Англии в прошлом финансовом году (закончился в феврале) увеличилась со 197 млн. до 995 млн. фунтов стерлингов ($1,5 млрд.) - это стало лучшим результатом деятельности британского центробанка с момента его основания в 1694 году. В то же время многие крупнейшие британские банки, например HBOS и Royal Bank of Scotland (RBS), понеся многомиллиардные убытки, были поставлены на грань банкротства, от чего их спасла только частичная национализация. Масштабные денежные вливания властей в финансовую систему с помощью кредитных инструментов Банка Англии и объясняют его рекордную прибыль: он хорошо заработал на комиссиях и процентах, которые ему выплачивали коммерческие банки. Например, по антикризисной программе краткосрочного кредитования банков (SLS) под залог неликвидных активов Банк Англии одолжил банкам 185 млрд. фунтов в прошлом году, заработав на этом 664 млн. фунтов. Поддержка национализированного Northern Rock принесла ему 4 млн. фунтов.
Одновременно с рекордным увеличением прибыли Банк Англии также в 2008 году провел самый значительный набор сотрудников с 1987 года, увеличив их число на 6%. Вырос также и объем бонусного пула - с 7% от зарплаты до 8,1%. Увеличилась и компенсация председателя Банка Англии Мервина Кинга: объем его персональной пенсии вырос на 11%, до 5,4 млн. фунтов. Рекордная прибыль Банка Англии дала повод для критики. Его обвиняют в стремлении нажиться на кризисе.
Банк России тоже зарабатывает на кризисе. Так, его прибыль за прошлый год увеличилась в четыре раза, причем ее абсолютный показатель - 97,8 млрд. рублей ($3 млрд.) - вдвое выше прибыли Банка Англии. Однако если посмотреть на показатели двух регуляторов в соотношении с числом сотрудников, то на первое место выходит все же британский регулятор: на каждого из его 1857 сотрудников приходится порядка $807,8 тысяч, в то время как на каждого из 70 тысяч работников Банка России приходится «всего» около $42,86 тысяч.
Источник: RBCdaily.