Впервые с сентября 1998 года суверенный рейтинг России снижается. Оценив антикризисные меры правительства, состояние международных резервов и потребности экономики в финансовой поддержке, агентство Standard & Poor`s понизило рейтинг с BBB+ до BBB, сохранив негативный прогноз. S&P считает неизбежным дефицит бюджета в 2009 году в 2,5% ВВП, критикует «управляемую девальвацию» рубля, сомневается в достаточности резервов ЦБ и Минфина и советует Белому дому поискать ресурсы в «Газпроме», платящем слишком мало налогов.
Антикризисные планы правительства, одобренные в октябре и ноябре 2008 года, а также действия Банка России по управлению курсом рубля получили жесткую оценку одного из трех мировых рейтинговых агентств - Standard & Poor`s. 8 декабря суверенные кредитные рейтинги РФ по краткосрочным и долгосрочным валютным заимствованиям снижены на одну ступень - с BBB+ до BBB. Долгосрочный рейтинг по рублевым заимствованиям снижен с A- до BBB+, краткосрочный рейтинг в национальной валюте подтвержден на уровне A2. Прогноз по всем рейтингам оставлен негативным. Вчера же S&P начало понижение рейтингов несуверенных заемщиков - снижены рейтинги Москвы, Санкт-Петербурга, ВЭБа, ФСК, «Транснефти».
Кредитный аналитик S&P Фрэнклин Гилл в достаточно жесткой форме объяснил вчера причины снижения рейтинга - это сокращение международных резервов на $128 млрд. (это 74% потребности экономики РФ во внешнем финансировании в 2009 году), ухудшение ситуации с платежным балансом, курсовая политика ЦБ последних недель. «Управляемая девальвация» ЦБ, по словам господина Гилла, ведет к быстрому сокращению резервов, оно же, в свою очередь, препятствует «более существенному ослаблению курса рубля, увеличивает возможность скачков обменного курса позднее, когда объем международных резервов уменьшится, что приведет к гораздо более серьезным последствиям для частного сектора».
Угрозы снижения платежеспособности России S&P оценивает в макроэкономических терминах. По расчетам агентства, ВВП РФ в реальном исчислении будет в 2009 году, вероятно, падать, а дефицит бюджета после снижения налогов, цен на сырье и ослабления экономики, также вероятно, составит 2,5% в 2009 году и 4% в 2010 году. Общие потребности России для покрытия бюджетного дефицита и рекапитализации банковской системы («без учета возможного скачка цен на нефть») составят 14% ВВП. В S&P констатируют, что средства, которые для этого достаточны, сейчас находятся в двух суверенных фондах - резервном фонде и фонде национального благосостояния (на 1 декабря - 5,76 трлн. рублей, около 13% прогнозного ВВП 2008 года), явно намекая на то, что никуда более эти средства тратить не стоит - во избежание дальнейшего снижения рейтинга.
«Все к тому и шло. Когда нефтезависимая страна из $140 за баррель попадает в $40 за баррель, что же удивляться, что риски в отношении нее резко пересматриваются?» - констатирует Юлия Цепляева из Merrill Lynch. «То, что рейтинг снижен, означает, что кризис наконец докатился и до нас. Когда в России образуется дефицит бюджета и торгового баланса, рейтинг будет снижен еще раз. Впрочем, если цены на нефть в 2009 году подрастут, останется на прежнем уровне», - пояснил ситуацию Сергей Улатов из представительства Всемирного банка в России.
Непосредственно снижение рейтинга на финансовое рынки влияния практически не окажет. По словам старшего экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, «текущее понижение рейтинга уже заложено в котировках еврооблигаций РФ». «После решения последуют понижения рейтингов банков, которые будут мотивированы высоким уровнем кредитных рисков. Вот это может вызвать большее влияние на котировки банковских бондов», - говорит она. По ее мнению, во многом ситуация будет зависеть от того, как поведут себя два других агентства - Fitch и Moody`s. Moody`s традиционно менее критично к России, чем S&P.
Поскольку долгосрочные займы РФ на рынке невозможны, снижение рейтинга во многом - независимая оценка действий правительства и ЦБ, и в S&P этого, в общем, не скрывают. Так, в сообщении агентства о снижении рейтинга, в частности, дипломатично указывается: «Россия имеет преимущества с точки зрения финансовой гибкости доходов. В частности, газовая отрасль остается отраслью с низкими налогами и может быть источником более высоких доходов».
Даже осторожное предложение S&P рассмотреть вопрос о росте налогообложения «Газпрома» вызывает протесты у аналитиков госструктур. Так, по мнению начальника отдела инвестиционной стратегии аналитического управления «ВТБ Капитал» Ивана Иванченко, «Газпром» - корпорация для инвесторов, там сейчас идет реформа газовой отрасли. Любое изменение налогообложения только отпугнет от нее тех, кто готов вкладываться. Не надо этого делать!». Изменения рейтинга S&P Иванченко вообще считает «несправедливым», полагая, что оно - часть общей нацеленности рынка на «негатив». «Нельзя недооценивать то, что делают крупные игроки для спасения своих экономик», - говорит аналитик.
Впрочем, действия S&P - скорее принципиальная позиция, чем недооценка действий правительства Владимира Путина в экономике. 23 октября агентство уже снижало прогноз рейтинга России на негативный, предупреждая о риске снижения международных резервов и опасности трат фонда национального благосостояния через ВЭБ на перекредитование российских компаний.
В правительстве снижение рейтинга вчера обсуждалось - после снижения вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин был вызван к премьер-министру Владимиру Путину в Белый дом. Содержание их беседы неизвестно, но новых заявлений об антикризисных мерах не последовало. Последний раз антикризисные меры обсуждались у Владимира Путина 5 декабря - впрочем, их результаты так и не были объявлены. Участники совещания у Владимира Путина сообщили, что в пятницу обсуждались решения сразу по нескольким вопросам. Рассматривалась возможность изменить принцип образования всех регулируемых тарифов госмонополий, кроме того, обсуждалась возможность сокращения всех действующих ФЦП на 15% за счет экономии на предположительно дешевеющие стройматериалы. Предлагалось также в среднем на 30% заморозить финансирование строек и объектов в I квартале 2009 года.
Радикального изменения ситуации эти меры вызвать не могут. Впрочем, другие пункты повестки дня тоже вряд ли понравились бы S&P. Правительство обсуждало новый порядок налогообложения «челноков», упрощенный режим антидемпинговых расследований и упрощение порядка изменения таможенных пошлин, ограничение импорта мяса, рост уставного капитала «Росагролизинга» и сокращение квот на импорт мигрантов. Все это укладывается в логику протекционистской защиты рынков - вместо ожидаемых S&P смены политики ЦБ, структурных реформ, улучшения инвестзаконодательства.
Источник: газета «Коммерсантъ».
Фото: news.flexcom.ru.