Банки. Вклады в Самаре. Региональные банкиры уверены в том, что кризис на финансовых рынках никак не отразится на самарском банковском рынке. Тем не менее, в неофициальных разговорах многие из них выражают озабоченность ситуацией, обострившейся после назначения временной администрации ЦБ в Юнитбанк.
Местные банкиры в большинстве своем избегают официально комментировать ситуацию, сложившуюся на региональном рынке, или утверждают, что «кризиса нет», однако в неофициальных разговорах один из них назвал небольшой самарский Юнитбанк «первой ласточкой» кризиса ликвидности. «На федеральном уровне шило уже вылезло из мешка, – заметил один из них, – достаточно вспомнить проблемы «КИТ финанса», срочную продажу Связь-банка Внешэкономбанку, проблемы вкладчиков «Глобэкса» и прочее». Впрочем, другой участник регионального рынка считает, что действительно серьезных проблем с ликвидностью большинство региональных банков не испытывает, а проблемы Юнитбанка были обусловлены «кассовым разрывом» (несовпадением между поступлением средств на счета банка и их снятием), который невозможно было покрыть с помощью МБК.
В такой ситуации наиболее серьезной проблемой для банкиров является возможность паники среди вкладчиков. «Средства уже снимают, – заявил источник в тольяттинских банковских кругах. – В некоторых банках в сентябре отток вкладов составил 200-300 млн. рублей и даже больше. Пока это еще не беда – очередей у нас нет и вклады никто не замораживает». «Отток наблюдается практически везде, – добавляет топ-менеджер другого банка. – Мы объясняем, что волноваться нечего, однако некоторые клиенты все же предпочитают снимать деньги. Я бы порекомендовал, если уж вы не верите своему банку, хотя бы подробить средства между несколькими банками – ведь вклады до 100 тысяч рублей полностью компенсируются Агентством по страхованию вкладов, а сейчас эту сумму собираются увеличить до 200 тысяч рублей». «Когда мои знакомые спрашивают меня, стоит ли забирать деньги с банковского вклада, я отвечаю: если вы хотите, чтобы банк точно разорился – забирайте, – говорит еще один эксперт. – Банк не хранит деньги вкладчиков под матрасом, он выдает их в виде кредитов, вкладывает в бизнес, в ценные бумаги и так далее. Причем требовать досрочного погашения кредита банк не может. Поэтому «набег» паникующих вкладчиков при закрытых лимитах МБК, когда невозможно привлечь средства для покрытия разрывов ликвидности, может «опрокинуть» любой, даже крупный банк. Достаточно вспомнить судьбу Гута-банка в 2004 году».
«Сейчас все накапливают ликвидность, чтобы иметь возможность в любой момент рассчитаться с максимально возможным количеством вкладчиков, – заявил руководитель одного из самарских банков. – Лимиты МБК у самарских банков друг на друга действительно были какое-то время закрыты, но сейчас, убедившись, что у всех все спокойно, они, скорее всего, возобновят работу».
В настоящее время, судя по словам самих банкиров, можно выделить несколько «групп риска». Наибольшие проблемы испытывают банки, привлекавшие средства на Западе, а также у российских банков по МБК. Ипотечный кризис в США, последствия войны в Южной Осетии и связанный с этим обвал фондового рынка практически до нуля снизили приток иностранных инвестиций, а обусловленный теми же причинами кризис ликвидности в России привел к закрытию лимитов МБК, особенно для малых и средних банков. Второй группой риска можно назвать банки, активно размещавшие свои средства на фондовом рынке. Третья группа – банки, вкладывавшие крупные средства в долгосрочные проекты (в первую очередь это касается финансирования строительства крупных объектов недвижимости, особенно жилья), а также активно занимавшиеся ипотечным кредитованием. Ипотеку сейчас рефинансировать весьма проблематично, а финансирование строительства исключает в текущей ситуации возможность в короткие сроки вернуть вложенные средства. Спад объемов ипотечного кредитования приводит еще и к падению спроса на строящееся жилье, что угрожает в конечном итоге и финансовому положению компаний-застройщиков. Положение банков всех трех групп утяжеляет наличие существенных остатков на вкладах физических лиц – по таким банкам может нанести дополнительный удар паника среди вкладчиков. К примеру, Юнитбанк финансировал проекты в сфере недвижимости и активно привлекал средства вкладчиков. Особенно остро кризис ликвидности может сказаться на банках, практикующих кредитование застройщиков с последующей выдачей ипотечных кредитов населению на покупку квартир в строящихся домах.
Очень многое в текущей ситуации будет зависеть от возможностей акционеров банков. «Вспомним 2004 год, – говорит один из банкиров. – Когда вкладчики массово забирали средства из Альфа-банка, опасаясь (совершенно безосновательно) его банкротства, группа «Альфа» и ее топ-менеджеры «закачали» в свой банк все имеющиеся ресурсы, и банк устоял. У группы «Гута» (основной акционер Гута-банка – прим. ред.) таких возможностей не было. Конечно, группа «Сосьете Женераль» (100-процентный собственник ООО «Русфинанс Банк» – прим. ред.), АДС «Волгопромгаз» (связанные с ней лица, в числе которых Владимир Аветисян, Павел Иванов и Олег Дьяченко, контролируют Газбанк – прим. ред.), холдинг «НоваТЭК» (контролирует Первый объединенный банк – прим. ред.), АвтоВАЗ (100-процентный собственник ЗАО КБ «Автомобильный банкирский дом» – прим. ред.), «Тольяттиазот» (контролирует Тольяттихимбанк и РТС-банк – прим. ред.) или Внешэкономбанк (контролирует 50,7% акций ОАО «Национальный торговый банк» – прим. ред.) могут вложить в свои банки необходимые средства».
Не исключено, что в создавшейся ситуации некоторые банки пойдут на переуступку части своих кредитных портфелей своим более «обеспеченным» коллегам. Подобный опыт в Самаре уже есть – осенью 2007 года после вывода бюджетных средств банк «Солидарность» переуступил кредиты на общую сумму около 1,5 млрд. рублей Газбанку и Первобанку. Любопытно, что, как утверждает ряд источников, в первой половине сентября предложения о рефинансировании части своего кредитного портфеля якобы поступали от руководства ЗАО КБ «ФИА-Банк» (г. Тольятти). Возможно, это связано с тем, что ФИА-Банк инвестировал крупные средства в строительные проекты своих учредителей, а также привлекал существенные средства по МБК. По данным отчетности этого кредитного учреждения, средства, привлеченные в других банках, на 1 июля 2007 года составляли 152,395 млн. рублей, на 1 января 2008 года – 229,050 млн. рублей, на 1 апреля – 559,446 млн. рублей, а на 1 июля – уже 739,127 млн. рублей. Более поздних данных в распоряжении редакции нет, однако источники утверждают, что к началу сентября объем привлеченных МБК в ФИА-Банке превышал 1 млрд. рублей. Примечательно, что, по данным отчетности, на 1 июля 2008 года сумма вкладов физлиц в банке составляла 7,836 млрд. рублей, в то время как в сообщении банка от 19 августа указывалось, что эта сумма «превысила 7,2 млрд. рублей», что, впрочем, может быть связано с сезонным оттоком вкладов в период летних отпусков. Любопытно, что в середине сентября в одном из интервью председатель правления ФИА-Банка Анатолий Волошин упоминал о 200 млн. рублей «коротких двухнедельных кредитов» ЦБ, которые «получает ФИА-Банк». В самом ФИА-Банке запрос проигнорировали.
Необходимость накапливать ликвидность предоставляет хорошую возможность заработать банкам, не испытывающим таких проблем. Переуступка кредитного портфеля в таком случае будет производиться с существенным дисконтом. Также кризис может ускорить процессы продаж и слияний на региональном банковском рынке. Параллельно в «обеспеченных» розничных банках начал расти объем выдаваемых кредитов, так как другие участники рынка резко сократили кредитные программы.
P. $.
Александр Осин,
главный экономист УК «Финам Менеджмент»:
- С чем, на ваш взгляд, связаны проблемы региональных банков, в том числе Юнитбанка?
- Существенное ухудшение возможности в получении внешних кредитов для российских банков было, по сути, предопределено продолжающимся на Западе кредитно-ипотечным кризисом. Важным фактором поддержки отечественного финансового сектора России в ближайшие годы, вероятно, продолжат выступать Правительство и ЦБР. У российского ЦБ и Минфина достаточно средств для поддержки национальной банковской системы. Тем не менее, с точки зрения долгосрочного периода российский и мировой банковский сектор ожидают, по-видимому, весьма непростые времена, характеризующиеся ростом конкуренции и консолидацией в отрасли. Довольно характерно, что Банк России сейчас готовит поправки к закону «О банках и банковской деятельности», которые постепенно, в течение нескольких лет установят размер минимального собственного капитала на уровне €5 млн.
- Могут ли, учитывая ситуацию, эти проблемы серьезно сказаться на деятельности региональных банков?
- С точки зрения ближайших лет такого варианта развития событий в целом исключать нельзя.
P. $.
Анатолий Волошин,
председатель правления ФИА-Банка (из интервью порталу Dengi63.ru):
- Положение, когда 95% банков России не имеют доступ к денежным ресурсам, тормозит развитие страны. Когда эти банки говорят Центробанку: «Вот у меня портфель на 10 миллиардов рублей. Дайте мне межбанковский кредит на 10% от портфеля», – то Центробанк отвечает: «Нет». Так что получается, что кредитный портфель в 10 миллиардов не стоит ни копейки.
Saminvestor.Ru.
См. также «Юнитбанк «посыпался»;
«Банкиры договорились о поддержке»;
«Первые охотники».