Инвестором реконструкции аэровокзала международного аэропорта «Курумоч» может стать Внешэкономбанк (ВЭБ). Сейчас ВЭБ проводит экспертизу бизнес-плана компании, в котором заложены инвестиции в размере около 6 млрд. рублей. По словам руководства самарского аэропорта, лоббировать этот проект помогают областные власти, в собственность которых он скоро может перейти. По мнению экспертов, без поддержки облправительства «Курумоч» не смог бы достигнуть с ВЭБом принципиальных договоренностей, поскольку, исходя из своего нынешнего финансового состояния, погасить кредит аэропорт не в состоянии.
Международному аэропорту «Курумоч» удалось найти инвестора проекта реконструкции аэровокзала и достичь принципиальных договоренностей с Внешэкономбанком. Гендиректор аэропорта Леонид Шварц сказал, что сейчас банк рассматривает бизнес-план проекта реконструкции, в смете которого заложены расходы в размере 6 млрд. рублей ($250 млн.). «На эти деньги будет построен новый комплекс с современным оборудованием площадью 60-80 тысяч кв. м.», - сообщил Леонид Шварц. Гендиректор предполагает взять кредит у ВЭБа на срок не менее 18-20 лет с учетом длительной окупаемости проекта, которая, по мнению экспертов, составляет порядка 15 лет. По словам господина Шварца, участие в переговорах с ВЭБом принимали губернатор Самарской области Владимир Артяков и представители областного минтранса. Гендиректор «Курумоча» выразил уверенность, что благодаря поддержке областных властей окончательное решение ВЭБа будет положительным. Лоббирование областными властями интересов «Курумоча» выглядит логично, поскольку, по данным источников в облправительстве и руководстве самарского аэропорта, сейчас решается вопрос о переведении «Курумоча» из федеральной собственности в областную. Как сообщил собеседник в руководстве «Курумоча», этот вопрос курирует министр транспорта, связи и автомобильных дорог Валерий Матвеев, вошедший в июне в совет директоров аэропорта.
Представитель ВЭБа Андрей Мазуров подтвердил, что сейчас банк проводит экспертизу предоставленных «Курумочем» документов, отказавшись от дальнейших комментариев.
Окончательное подписание договора с ВЭБом может произойти этой осенью. Акционерам «Курумоча» и вероятным инвесторам для этого надо предоставить окончательное техническое обоснование проекта. Пока же в «Курумоче» говорят о том, что проект может предусматривать не только реконструкцию существующих объектов, но и строительство новых.
По мнению гендиректора московской компании InfoMost Бориса Рыбака, ВЭБ будет заниматься проектным финансированием, то есть выделять средства частями и следить за их освоением. «ВЭБ обычно работает по такой схеме, а не как большинство банков, просто выдающих кредиты», - отметил он. Рыбак говорит о том, что без поддержки властей «Курумочу» навряд ли удалось бы договориться с ВЭБом. Более того, по его оценкам, если ВЭБ выделит запланированные аэропортом средства, «Курумоч» не сможет их вернуть, исходя из выручки компании. «Финансирование проекта реконструкции ВЭБом - лучший вариант для «Курумоча», - считает Борис Рыбак. - Обычно банк выдает кредиты только под проекты государственной значимости».
Стоит отметить, что при условии подписания кредитного договора госсобственнику придется решать, как взаимодействовать с частными акционерами «Курумоча» (порядка 40% владеет ОАО «Расип-Партнер», контролируемое группой «ВИД»). «Есть несколько вариантов развития событий: или частные собственники вкладываются в реконструкцию аэровокзала, или же при реализации проекта будет создана управляющая компания в форме АО, а доля частных владельцев «Курумоча» в этом обществе будет зависеть только от договоренностей с властями, которые сейчас лоббируют интересы аэропорта», - полагает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Между тем собеседник в одном из крупнейших федеральных аэропортов страны предполагает, что «Курумочу» без участия администрации действительно было бы сложно добиться получения кредита. «Другой вопрос, что и самарские власти могут действовать в интересах госкорпорации «Ростехнологии». Получить контроль над «Курумочем» для «Ростехнологий» было бы логично, поскольку в этом году правительство РФ приняло решение передать этой корпорации госпакет авиаальянса AiRUnion, в который входит и авиакомпания «Самара». Если «Ростехнологии» будут контролировать авиаальянс, то самарский аэропорт неизбежно должен попасть в сферу их интересов», - сказал он.
Леонид Шварц затруднился прокомментировать эту информацию, отметив, что этот «вопрос нужно адресовать региональному правительству». В свою очередь руководитель департамента по информационной политике и связям с общественностью аппарата правительства Самарской области Иван Скрыльник отрицает участие областных властей в проекте по реконструкции «Курумоча». «Областные власти поддерживают стремление аэропорта «Курумоч» стать хабом российской транспортной системы. А переговоры с ВЭБом ведет только сам «Курумоч», - заявил он. Получить комментарии в «Ростехнологиях» вчера не удалось.
P. $.
ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» принимает самолеты более 30 российских и зарубежных авиаперевозчиков, летающих более чем по 60 направлениям России, стран ближнего и дальнего зарубежья. 50,999% аэропорта находится в собственности Росимущества около 40,16% принадлежит ОАО «Расип-Партнер». Выручка в 2007 году - 679,538 млн. рублей, чистая прибыль - 16,439 млн. рублей. В 2007 году обслужил более 1 млн. пассажиров и перевез 4,57 тысяч тонн грузов.
Источник: газета «Коммерсантъ».